РМО Ребенок пришел в первый класс. Как с самых первых уроков создать у него позитивное отношение к школе? Решить эту непростую проблему помогает специальный курс «Введение в школьную жизнь» (авторы Г.А. Цукерман, Н.К. Поливанова), который поможет шестилеткам безболезненно адаптироваться к новой жизненной ситуации, а учителю – почувствовать себя лучше, мудрее и добрее.
РМО Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука» Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания. Задачи: организовать знакомство детей друг с другом и с учителем; в совместном обсуждении выработать школьное правило «Поднятая рука» для поочередного высказывания. Оборудование: знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка. Оборудование: знак «Поднятая рука»; именные медали для каждого ребенка.
РМО Приветствие Учитель. Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились? Вы рады, потому что у вас есть красивый ранец; потому что в вашем ранце много новых школьных вещей; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы сегодня стали школьниками; потому что вы встретились сегодня со своей учительницей. Все это очень хорошо, дети, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
РМО У. Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Расскажу вам обо всем: Отчего бывает гром, И про север, и про юг, И про все, что есть вокруг, Про медведя, про лису И про ягоды в лесу. Научу вас рисовать, Строить, шить и вышивать. А теперь вы можете задать мне любой вопрос.
РМО Выработка школьного правила У. Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена. Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое-то «Уа-уа»! Давайте еще громче! Раз, два, три! Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?
РМО – Послушайте, дети, что предлагает нам Таня. Молодец, Танечка! А как ты придумала такой способ – поднимать руку? Ребята, давайте попробуем знакомиться Таниным способом: если хочешь ответить – подними руку. Покажи, Танюша, детям, как нужно поднимать руку. Как еще можно поднимать руку, дети? Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку. Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.
РМО – Для чего нам нужно это правило? – Для чего нам нужно это правило? Дети. Чтобы познакомиться. Дети. Чтобы познакомиться. У. Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя? У. Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя? Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука». Учитель спрашивает трех-четырех детей и вводит знак «Поднятая рука». – Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь? Учитель прикрепляет на доску знак «Поднятая рука». – Дети, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь? Учитель прикрепляет на доску знак «Поднятая рука».
РМО – Что вы будете делать, если я покажу этот знак? Давайте попробуем. Мальчик, как тебя зовут? Учитель показывает на знак и ждет от ребенка не ответа, а поднятия руки. Если ребенок сразу ответил, а руку не поднял, учитель спрашивает детей: – Правильно ли Саша ответил на вопрос?.. А задание мое он выполнил?.. Давай, Саша, еще раз: «Мальчик, как тебя зовут?»
РМО Тема 8. Лента школьного времени Тема 8. Лента школьного времени Задачи: уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время. Задачи: уточнить представления детей о времени; помочь осознать время, проводимое в школе, его деление на уроки и перемены; формировать умение планировать свое время.
РМО Работа с режимом дня Работа с режимом дня – Малыш получил задание: составить по порядку режим дня вот по этим картинкам. Но он их перепутал, и Карлсон не прилетает. Что же делать? Может, вы поможете? – Малыш получил задание: составить по порядку режим дня вот по этим картинкам. Но он их перепутал, и Карлсон не прилетает. Что же делать? Может, вы поможете? Дети в группах раскладывают картинки по порядку. В каждой группе с помощью жестов выбирают отвечающего, который у доски выставляет картинки в нужном порядке. Если все группы справились с заданием, то учитель достает куклу Карлсона. Дети в группах раскладывают картинки по порядку. В каждой группе с помощью жестов выбирают отвечающего, который у доски выставляет картинки в нужном порядке. Если все группы справились с заданием, то учитель достает куклу Карлсона. – Как вы думаете, ребята, Малыш – школьник или дошкольник? – Как вы думаете, ребята, Малыш – школьник или дошкольник? Д. Не совсем понятно. Д. Не совсем понятно. У. Как можно отличить школьника от дошкольника? У. Как можно отличить школьника от дошкольника? Дети отвечают. Дети отвечают. – Вы очень хорошо разбираетесь! Молодцы! Хотите узнать о других делах школьника? – Вы очень хорошо разбираетесь! Молодцы! Хотите узнать о других делах школьника?
РМО Знакомство с лентой времени Учитель прикрепляет на доску рисунок ленты времени.
РМО У. Посмотрите на доску и скажите: что это такое? Если дети затрудняются с ответом, учитель помогает им. – Как вы догадались, что здесь показано время? Чье это время: школьника или дошкольника? Как вы узнали? Почему эта лента разделена на 3 части? Какая часть может быть одинаковой и у школьника, и у дошкольника? Какая часть времени принадлежит только школьнику? Почему?
РМО Давайте оставим только школьную часть схемы. Давайте оставим только школьную часть схемы. Учитель убирает с доски крайние части. На доске остается только одна полоска – с картинкой школы. Учитель убирает с доски крайние части. На доске остается только одна полоска – с картинкой школы. – Ребята, а что обозначает эта полоска? – Ребята, а что обозначает эта полоска? Чем вы занимаетесь в школе? Чем вы занимаетесь в школе? Учитель подводит детей к выводу, что эта схема неточная, так как в школе у детей три урока. Учитель накладывает сверху разделительные полоски, чтобы получились три слитные части. Дети вспоминают, что между уроками всегда бывают перемены. Учитель на глазах у детей раздвигает полоски-уроки.
РМО Учитель подводит детей к выводу, что эта схема неточная, так как в школе у детей три урока. Учитель накладывает сверху разделительные полоски, чтобы получились три слитные части. Дети вспоминают, что между уроками всегда бывают перемены. Учитель на глазах у детей раздвигает полоски-уроки. Учитель подводит детей к выводу, что эта схема неточная, так как в школе у детей три урока. Учитель накладывает сверху разделительные полоски, чтобы получились три слитные части. Дети вспоминают, что между уроками всегда бывают перемены. Учитель на глазах у детей раздвигает полоски-уроки. – Как мы можем показать, где начинается урок? – Как мы можем показать, где начинается урок? Учитель расставляет знаки «Звонок» на начало каждого урока. Учитель расставляет знаки «Звонок» на начало каждого урока. – А как показать начало перемены? – А как показать начало перемены? Учитель договаривается с детьми, что начало и конец урока будут оповещаться звонком. Учитель вводит знак «Звонок» (можно использовать настоящий звонок). Теперь учитель и дети будут пользоваться им. Дети упражняются начинать и заканчивать урок по звонку. Для этого репетируют несколько раз начало урока и перемены. Учитель договаривается с детьми, что начало и конец урока будут оповещаться звонком. Учитель вводит знак «Звонок» (можно использовать настоящий звонок). Теперь учитель и дети будут пользоваться им. Дети упражняются начинать и заканчивать урок по звонку. Для этого репетируют несколько раз начало урока и перемены.
РМО – Как мы можем показать, где начинается урок? – Как мы можем показать, где начинается урок? Учитель расставляет знаки «Звонок» на начало каждого урока. Учитель расставляет знаки «Звонок» на начало каждого урока. – А как показать начало перемены? – А как показать начало перемены? Учитель договаривается с детьми, что начало и конец урока будут оповещаться звонком. Учитель вводит знак «Звонок» (можно использовать настоящий звонок). Теперь учитель и дети будут пользоваться им. Учитель договаривается с детьми, что начало и конец урока будут оповещаться звонком. Учитель вводит знак «Звонок» (можно использовать настоящий звонок). Теперь учитель и дети будут пользоваться им. Дети упражняются начинать и заканчивать урок по звонку. Дети упражняются начинать и заканчивать урок по звонку. Для этого репетируют несколько раз начало урока и перемены. Для этого репетируют несколько раз начало урока и перемены.
РМО Методика организации уроков знакомства с правилами и нормами школьной жизни и обучения сотрудничеству Тема 1. Знакомство. Введение знака «Поднятая рука» Тема 2. Умение договариваться Тема 3. Знакомство в группах Тема 4. Приветствие учителя Тема 5. Выбор приветствия Тема 6. Знакомство. Взаимодействие в группах Тема 7. Введение знака «Хор»
РМО Тема 8. Лента школьного времени Тема 8. Лента школьного времени Тема 9. Введение знаков внимания «+» и «–» Тема 9. Введение знаков внимания «+» и «–» Тема 10. Введение знака «Мы готовы» Тема 10. Введение знака «Мы готовы» Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию) Тема 11. Спор и ссора (умение вести дискуссию) Тема 12. Учимся спорить Тема 12. Учимся спорить Тема 13. Знак «Вопрос» Тема 13. Знак «Вопрос» Тема 14. Применение знака «?» Тема 14. Применение знака «?» Тема 15. Оценка. Тема 15. Оценка. Введение линейки оценок Введение линейки оценок Тема 16. Оценка. Взаимооценка Тема 16. Оценка. Взаимооценка Тема 17. Ловушка Тема 17. Ловушка Тема 18. Недоопределенное правило Тема 18. Недоопределенное правило Тема 19. Посвящение в ученики Тема 19. Посвящение в ученики
РМО Методика организации занятий по определению стартовых возможностей детей Тема 1. Ориентировка на листе бумаги Тема 1. Ориентировка на листе бумаги Тема 2. Диагностическая методика «Елочка» («Дерево») Тема 2. Диагностическая методика «Елочка» («Дерево»)
РМО Методика проведения презентации учебных предметов Тема 1. Презентация урока математики Тема 1. Презентация урока математики Тема 2. Презентация урока письма Тема 2. Презентация урока письма