Искусство – это форма человеческой деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных видах – живописи, архитектуре, скульптуре, литературе, музыке, танцах, театре, кино, дизайнерской деятельности. Это особый способ познания и отражения мира. С его помощью и с помощью науки, человек пытается осмыслить, отразить и преобразить мир. Искусство изучает наука эстетика (от греч. asthetikos – чувственный, чувствующий) – исследует сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, общие законы искусства, проявляющиеся по разному.
Особенности: Для искусства характерно чувственное восприятие окружающего мира. Искусство субъективно – лишь пропустив через себя окружающий мир, человек может претендовать на звание творца. Образность искусства – именно создание художественного образа отличает искусство. Для деятеля искусства средством познания мира является художественный образ – рожденное воображением художника индивидуальное восприятие действительности.
Создание произведения искусства и его восприятие индивидуально. Процессы творчества не зависят от опыта и материальных потребностей общества.
Виды: литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино и т.д. Их различают по средствам способам создания художественного образа. Виды объединяют в группы: Пространственные – занимают какую-то часть пространства, не меняются во времени и находятся в движении (живопись, архитектура, скульптура) Временные – меняются на протяжении времени, пока ими наслаждаются (литература, музыка, театр) Речевые и изобразительные Зрительные и слуховые Синтетические искусства – стремятся объединить в себе достижения других видов.
Направления искусства – романский, готический, барокко, классицизм, романтизм, реализм и т.д. Существует смесь течений – модернизм, экспрессионизм, авангардизм, абстракционизм, сюрреализм, постмодернизм и т.п. различают их по приближенности образов, используемых ими для передачи собственного видения мира, к реальности. модернизм готика
Искусство, будучи общедоступным, требует от человека определенного умения, мастерства восприятия прекрасного – эстетической культуры. Понимание красоты и гармонии не дается с рождения, это необходимо воспитывать.
На духовную жизнь России на протяжении веков оказывал воздействие многонациональный состав населения со своими историческими и религиозными традициями. На современную духовную жизнь российского общества повлияли радикальные преобразования в российском обществе, которые привели к изменениям в экономическом, историческом, социальном и культурном плане. Жесткий контроль за жизнью в Советском государстве создал ситуацию раздвоения культуры. Перестройка и последующие реформы полностью изменили всю структуру духовной жизни России. Общество получило свободу самовыражения и в сфере культуры. Исчезли идеологические факторы, ограничивающие творчество.
Художник получил свободу самовыражения, а потребитель – свободу выбора. Из подполья культура вышла на рынок и вынуждена была отвечать запросам публики и приносить прибыль – быть самоокупаемой. В этой ситуации российский рынок заняла продукция запада. При первом экономическом кризисе государство ослабило поддержку сферы культуры; новые условия заставили поменять культурную инфраструктуру. Культурная жизнь сконцентрировалась в Москве и крупных городах. В этот период многие обратились к религиозным верованиям. Перемены культурных ориентиров проходили болезненно, но ставили перед обществом задачи относительно духовно- нравственной атмосферы в стране.
Выход из проблемы нашли: Необходима материальная поддержка инфраструктуры, налаженное управление, регулирование и финансирование. Укрепление и обновление системы образования, восстановление средств и способов привлечения масс к культурным процессам. Поддержка отечественного искусства, развитие научных исследований. Воспитание толерантности вместе с поддержкой национальных традиций. Саморазвитие.