1. Общая характеристика немецкой классической философии. 2. Критическая философия И. Канта. 3. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. 4. Объективный идеализм Г. Гегеля. 5. Антропологический материализм Л. Фейербаха. Немецкая классическая философия
Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии. Ее уникальность состоит в том, что ей удалось глубоко исследовать проблемы, которые определили будущее развитие философии, совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии. Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха. Общая характеристика немецкой классической философии.
В немецкой классической философии были представлены три ведущих фи лософских направления : Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем : 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения ; 2. немецкая классическая философия значительно обогатила логико - теоретический аппарат ; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.
Основоположником немецкой классической философии являлся Иммануил Кант – профессор Кенигсбергского университета, преподавал, логику, физику, математику, философию. Критическая философия И. Канта
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период И. Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период И. Канта занимали проблемы познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. В этот период появились три фундаментальных философских работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Процесс познания, по И. Канту, проходит три ступени: чувственное познание, рассудок, разум. Посредством чувствительности мы предмет воспринимаем, но мыслится он посредством рассудка. Познание возможно лишь в результате их синтеза. Инструментом рассудочного познания являются категории. Научное знание есть знание категориальное. И. Кант выделяет двенадцать категорий и делит их на четыре класса: количество, качество, отношение, модальность. Например: в класс количества включены категории – единство, множество, цельность. И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности: апостериорное знание, априорное знание, «Вещь в себе».
Этические взгляды И. Канта отражены в его высказывании: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением, благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне». Нравственный долг И. Кант формулирует в форме нравственного закона (категорического императива): «Поступай так, что бы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».
«Человек наделен изначально злой природой. Спасение человека – в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону». И.Кант
Иоганн Готлиб Фихте (1762) немецкий философ. Один из представителей немецкой классической философии и основателей группы направлений в философии, известной как субъективный идеализм, которая развилась из теоретических и этических работ Иммануила Канта. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга
Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения», «Наукоучение», «Основы естественного права». Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой · «Я» первоначально само себя полагает, само себя созидает, · «Я» полагает (образует) «не – Я», т.е. свою противоположность – внешнюю окружающую действительность (антитезис), · «Я» полагает «Я» и «не – Я». Взаимодействие между «Я – человеком» и «не – Я» - окружающим миром происходит внутри «Абсолютного Я» (вместилища, высшей субстанции) с двух сторон: с одной стороны, «Я» творит «не – Я», а с другой «не – Я» передает опыт, информацию «Я».
Философия Фридриха Шеллинга в своем развитии прошла три основных этапа: натурфилософию, практическую философию, иррационализм. Философские идеи Ф. Шеллинг изложил в работах «Идеи к философии природы», «Система трансцендентального идеализма». В натурфилософии Ф. Шеллинг дает объяснение природы, согласно которому природа есть «абсолютная» первопричина и первоначало всего.
Фри́дрих Ви́льгельм Йозеф фон Ше́ллинг (1775) Немецкий философ. Был близок йенским романтикам Выдающийся представитель идеализма в новой философии.
Важное значение имеют антропологические взгляды Ф. Шеллинга. Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения – противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. В конце жизни Ф. Шеллинг пришел к иррационализму – отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля считается вершиной немецкой классической философии, поскольку он пошел значительно дальше своих знаменитых предшественников. Основной заслугой Гегеля является разработанные им: - теория объективного идеализма; - всеобщий философский метод – диалектика. Объективный идеализм Г. Гегеля
К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся : « Феноменология духа », « Энциклопедия философских наук », « Наука логики », « Философия природы », « Философия духа ». « Философия права ». В учении о бытии Г. Гегель отождествляет бытие и мышление. Разум, сознание, идея обладают бытием, а бытие – сознанием : все разумное действительно, а все действительное разумно. Г. Гегель выводит особое философское понятие – « абсолютную идею » ( мировой дух ). Абсолютная идея является первопричиной всего окружающего мира, его предметов и явлений, обладает самосознанием и способно стью творить.
Дух, по Гегелю, имеет три разновидности : · субъективный дух – душа, сознание отдельного человека ; · объективный дух – следующая ступень духа, « дух общества в целом ». Выражением объективного духа является право, нравственность, гражданское обще ство, государство ; · абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением абсолютного духа являются : искусство, религия, философия.
Г. Гегель высказал немало рациональных философско – методологических и научных идей ( необходимость единства философского и частнонаучного изуче ния природы ; понимание того, что природа есть целостный, взаимосвязанный прогресс ).
Социально - философская концепция Г. Гегеля заслуживает самого присталь ного внимания. Многие выводы сегодня звучат актуально. В « Философии исто рии » Г. Гегель высказал ряд ценных догадок, связанных с пониманием историче ской закономерности, роли великих людей в истории. Историю человечества Г. Гегель понимал не как цепь случайных событий. Она для него носила закономер ный характер, в котором обнаруживается мировой разум. Великие люди играют роль в истории постольку « поскольку они являются воплощением духа своего времени ». Смысл же всей мировой истории есть, по Г. Гегелю, прогресс в сознании природы – прогресс, который мы должны познать в его необходимости.
Материалистические традиции в немецкой классической философии развивал Людвиг Фейербах. Антропологический материализм Л. Фейербаха
В теории антропологического материализма Л. Фейербах обосновывает следующие выводы : · единственно существующими реальностями является природа и чело век ; · человек является частью природы ; · человек есть единство материального и духовного ; · человек должен стать главным интересом философии. Не мышление, не природа, а именно человек – центр всей методологии ; · идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека ; · Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует ; Бог – плод воображения человека ; · природа ( материя ) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожаема ; · все, что нас окружает ( предметы, явления ) есть различные проявления мате рии.
В атеистическо - антропологической теории Л. Фейербаха важными являются следующие основные положения : · Бога как самостоятельной реальности нет ; · Бог – порождение сознания человека ; · мысль о Боге – сверхсильном разумном существе унижает человека, притупляет его страх и аффекты ; · Бог не является творцом, истинный творец – человек, а Бог – творение человека, его разума ; · религия – глубоко разработанная фантастическая идеология и не имеет общего с реальностью ; · корни религии – в чувстве бессилия человека перед высшим миром, его зависимости от него.
В теории познания Л. Фейербах вел острую борьбу против агностицизма И. Канта, заявляя, что границы познания постоянно расширяются, что человече ский разум способен в своем развитии открыть глубочайшие тайны природы. Однако Фейербах отстаивал материалистический сенсуализм, так как основой познания рассматривал только ощущения, а не практику.
С точки зрения методологии, материализм Л. Фейербаха оценивается как ме тафизический, хотя имеют место элементы диалектики. Интересные догадки можно найти у Л. Фейербаха об источнике развития – противоречии. Он считает, что противоположности относятся к одному и тому же роду сущности : добро – зло ( нравственность ), приятное – неприятное ( ощущения ), сладкое – кислое ( вкус ), мужчина – женщина ( человек ). Принцип развития позволил Л. Фейербаху объяснить возникновение человека и его сознания.
Таким образом, классическая немецкая философия сыграла выдающуюся роль в истории развития диалектического мышления, в критическом отношении к метафизическому методу, который господствовал в философии XVII – XVIII вв. Вывод
Достижение немецких философов заключается в том, что именно они раз работали диалектический метод. И. Кант попытался обосновать идеалистическую диалектику в своем учении об антиномиях чистого разума. Фихте вложил в идеалистическую диалектику понимание разума как движения от тезиса через ан титезис к синтезу. Наиболее развернутый взгляд диалектика получает у Г. Гегеля, в его методе, который раскрывает диалектику вещей, развитие общества и при роды. Вместе с материализмом Л. Фейербаха диалектика Г. Гегеля стала основой для дальнейшего развития философской мысли.