ПОЧВЫ И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ Образование почв и их разнообразие. Основные типы почв на территории России. 8 класс. Страпко Е.В Южно-Степная СОШ
Цели: Знать ученых-почвоведов. Знать ученых-почвоведов. Знать понятия темы. Знать понятия темы. Сформировать знания о почве как особом природном теле и факторах почвообразования Сформировать знания о почве как особом природном теле и факторах почвообразования Особенностях строения и размещения на территории России. Особенностях строения и размещения на территории России. Научиться анализировать почвенный профиль, работать с почвенными картами. Научиться анализировать почвенный профиль, работать с почвенными картами. Научиться давать характеристику основным зональным типам почв в России. Научиться давать характеристику основным зональным типам почв в России.
ВСПОМНИ!!! Что такое почва? Что такое почва? Какое основное свойство почвы? Какое основное свойство почвы? От чего зависит плодородие почвы? От чего зависит плодородие почвы? Для чего в почву вносят песок? Для чего в почву вносят песок? Можно ли создать искусственную почву? Можно ли создать искусственную почву? Чем почва отличается от материнской породы? Чем почва отличается от материнской породы?
Почва-это рыхлый поверхностный плодородный слой суши, особое природное тело-результат взаимодействия живой и неживой природы Основатель- ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич ( ), русский естествоиспытатель, профессор Петербургского университета (с 1883). В классическом труде «Русский чернозем» (1883) заложил основы генетического почвоведения. Создал учение о географических зонах. Дал научную классификацию почв (1886). В книге «Наши степи прежде и теперь» (1892) изложил комплекс мер борьбы с засухой. Основал первую в России кафедру почвоведения (1895). Идеи Докучаева оказали влияние на развитие физической географии, лесоведения, мелиорации и др. Основатель- ДОКУЧАЕВ Василий Васильевич ( ), русский естествоиспытатель, профессор Петербургского университета (с 1883). В классическом труде «Русский чернозем» (1883) заложил основы генетического почвоведения. Создал учение о географических зонах. Дал научную классификацию почв (1886). В книге «Наши степи прежде и теперь» (1892) изложил комплекс мер борьбы с засухой. Основал первую в России кафедру почвоведения (1895). Идеи Докучаева оказали влияние на развитие физической географии, лесоведения, мелиорации и др.
Почва-зеркало ландшафта. Докажите. ПОДСКАЗКИ: ПОДСКАЗКИ: Что служит источником минеральной части почвы? От каких компонентов поступает в почву органическое вещество? Что служит источником почвенной влаги? Какие условия необходимы для развития бактерий? (по рис.60) (по рис.60) Почва-зеркало ландшафта. Докажите.
Строение почв Почва как слоеный пирог, состоит из нескольких слоев, которые формировались в течение времени в результате расслаивания материнской горной породы и деятельности организмов – почвенные горизонты. Почва как слоеный пирог, состоит из нескольких слоев, которые формировались в течение времени в результате расслаивания материнской горной породы и деятельности организмов – почвенные горизонты. Для каждой почвы характерен свой набор почвенных горизонтов. Для каждой почвы характерен свой набор почвенных горизонтов. В верхних горизонтах образуется ГУМУС, который и определяет степень плодородия почвы. В верхних горизонтах образуется ГУМУС, который и определяет степень плодородия почвы. Разрез почвы- почвенный профиль. Разрез почвы- почвенный профиль.
Почвы полупустынь
Механический состав и структура почвы Содержание в почве частиц глины и песка различно. Содержание в почве частиц глины и песка различно. Различают почвы легкие и тяжелые. Различают почвы легкие и тяжелые. По рис.62 сделайте вывод о составе почв. По рис.62 сделайте вывод о составе почв. Почвы бывают структурными и бесструктурными. Дайте определение. Почвы бывают структурными и бесструктурными. Дайте определение.
Разнообразие и размещение почв в России По почвенной карте определите какие почвы распространены в России. По почвенной карте определите какие почвы распространены в России. Каким законам подчиняется смена почв. Обоснуйте ответ. Каким законам подчиняется смена почв. Обоснуйте ответ. По рис.63 проследите закономерность размещения почв и сделайте вывод. По рис.63 проследите закономерность размещения почв и сделайте вывод.
Вопросы для повторения: Какие почвы формируются под лесами? Какие почвы формируются под лесами? Какие почвы самые плодородные? Какие почвы самые плодородные? Почему под лесами в почве меньше гумуса? Почему под лесами в почве меньше гумуса? Что такое почвенные горизонты и как они образовались? Что такое почвенные горизонты и как они образовались? В какой зоне происходит накопление солей? В какой зоне происходит накопление солей? Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые а таежно-мерзлотные? Почему в Восточной Сибири почвы тайги не подзолистые а таежно-мерзлотные? Почему в лесной (таежной) зоне гумуса мало, ведь растений много? Почему в лесной (таежной) зоне гумуса мало, ведь растений много?
Домашнее задание. § 22, 23. § 22, 23.