« Музеи в орбите учебно - воспитательного процесса в начальной школе : эффекты и феномены » Н.И.Ермолаева учитель начальных классов МОУ Лицея 15 Заводского района г.Саратова
Основные вопросы : Каким образом взаимодействие с музеями дополняет учебную деятельность младшего школьника ? Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями ? Как влияет посещение музеев города на духовно – нравственное развитие личности младшего школьника ?
При исследовании использовала документы : - Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение, анализ Ермолаевой Н. И. выполнения рабочей программы во 2 « А » классе за уч. г. - классный журнал 2 « А » класса за учебный год Муниципального общеобразовательного учреждения Лицея 15 Заводского района г. Саратова ; - рабочая программа учителя Ермолаевой Н. И. за 2 класс по УМК Л. В. Занкова ; - план классного руководителя Ермолаевой Н. И. внеклассной работы за 2 класс ; - отчёт классного руководителя Ермолаевой Н. И. по внеклассной работе за уч. г ; за уч. год.
К методам исследования отнесем : Наблюдение ; Анкетирование ; Беседа ; Системный анализ по отзывам учеников ; Самооценка ; Проведение обсуждений и обмен впечатлениями, с последующим анализом результатов ; Конкурсы знатоков ; Бой эрудитов.
Освещение проблемы на примере посещения экскурсии в областной музей краеведения по теме : « Традиционные праздники русского народа » (2 класс ).
Каким образом взаимодействие с музеями влияет на учебную деятельность младшего школьника ?
Комплексное взаимодействие предметов учебного цикла и посещение музеев города ( уч. год ) 2 класс. Название учебного предмета Учебная темаНазвание музеяТема экскурсии Окружающий мир Охрана окружающей среды Музей краеведенияКрасная книга. Окружающий мирОни защищали Родину Саратовский государственный музей боевой славы. В войну шагнувшие из детства. Русский языкКультура общения Мемориальный музей – усадьба Н.Г.Чернышевского История этикета Литературное чтение Мир глазами композитора, художника. Художественный музей имени А.Н.Радищева Живопись. ТехнологияИз истории лепки.Художественный музей имени А.Н.Радищева Декоративно- прикладное искусство.
Выход в музеи и сопутствующее изучение темы часто заканчивается внеклассным мероприятием для учеников начальной школы или имеет выход на другой внеклассный вид деятельности. Каким образом взаимодействие с музеями дополняет учебную деятельность младшего школьника ? Название музеяТема экскурсииВнеклассное мероприятие Музей краеведенияПрирода родного края Проект «Сохраним природу родного края» Саратовский государственный музей боевой славы. В войну шагнувшие из детства. Участие в проекте областного музея краеведения «Письмо войне» Мемориальный музей – усадьба Н.Г.Чернышевского История этикета Круглый стол. Вы сказали «Здравствуйте» Музей краеведенияИстория книги Интеллектуальная игра. Душа родного слова Музей краеведенияИстория СаратоваБрейн-ринг. Люблю тебя мой край родной
Выводы по первому вопросу : Каким образом взаимодействие с музеями влияет на учебную деятельность младшего школьника ? Открывает культурные горизонты ученика. Вырабатывается гражданская позиция и развивается умение хранить и уважать наши духовные ценности. Обогащается внутренний мир ребёнка. Способствует росту мотивации обучающихся к учебному труду, повышает познавательную активность школьников. Учится высказывать своё мнение, вступать в диалог. Проводить исследовательскую работу.
Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями ?
Компетентность Положительная динамика Осталась прежней Отрицательная динамика организационная62%34%4% коммуникативная53%47%- общеучебная57%25%18% творческая75%25%- Анализ наблюдений по личностному росту учеников 2 А класса
Самое главное достижение – это способность учащихся к активной творческой деятельности.
Динамика творческой активности младшего школьника. ( На материале отчётов классного руководителя Ермолаевой Н. И. за 1 класс уч. г.; за 2 класс уч. г.) КлассКолли - чество учащих ся Участие во внеклассной деятельности Призовые места во внеклассной деятельности Колличест венный состав Средний показа - тель Колличест - венный состав % учеников - 35 побед 64% ученика - 65 побед 85%
Выводы по второму вопросу : Какие задачи решает учитель на основе взаимосвязи с музеями ? Воспитывается культура слушания и общения. Развивается умение удерживать внимание и выделять главное. Расширятся область познания. Создание благоприятной образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников ; развитие стремления к постоянному самообразованию и саморазвитию ; повышение интеллектуальной комфортности, усиление мотивации учебных целей. Прослеживается на основе участия каждого ученика в деятельности, личностный рост ученика.
Как влияет посещение музеев города на духовно – нравственное развитие личности младшего школьника ?
Прослеживая и анализируя самостоятельное чтение детей по дневникам чтения можно определить : чтение классической советской и зарубежной литературы -50%, научно - популярной литературы -70%, современных авторов -40%. Взросление детей наблюдается и при анализе литературных произведений. Понимают глубину, обсуждают и дают оценку нравственным поступкам героев. У 40% учащихся наблюдаются интересные решения при написании классных сочинений. Чувствуется глубина в их рассуждениях, они доказывают свою мысль.
Выводы по третьему вопросу : Как влияет посещение музеев города на духовно – нравственное развитие личности младшего школьника ? Экскурсии, лекции, беседы музея становятся открытиями в познании ребёнка особенностей его характера, внутренней и внешней линий поведения. Обращение к духовным истокам нашего народа, способствуют формированию нравственных качеств личности, обогащению интеллекта. Ученик учится применять полученные знания на практике. Формирование у учащихся навыков самостоятельности : самоанализа, самооценки, самоуправления.
Выводы по теме : « Музеи в орбите учебно - воспитательного процесса в начальной школе : эффекты и феномены »
Тема духовно - нравственного развития и воспитания личности на сегодняшний день очень важна и востребована.
Показано как данный вид деятельности открывает культурные горизонты ученика.
Выявлено, что знакомясь с национальными ценностями, национальными духовными традициями через посещение музея ребёнок обогащает внутренний мир, приобщается к традициям нашей страны.
Рассмотрены аспекты, которые способствуют росту мотивации обучающихся к учебному труду, повышают познавательную активность школьников, обогащают интеллектуально – познавательный мир и позволяют накопить ученику нравственно - эстетический опыт.
Определены необходимые составляющие обеспечивающие духовно – нравственное развитие личности младшего школьника на основе взаимосвязи с музеями.
Литература : Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.- М.: Просвещение,2009. с. 53. Нечаева Н. В. « УМК развивающей системы Л. В. Занкова в 21 веке »// Журнал Практика образования - М., с. 2. Нечаева Н. В., Рощина Н. Н. « Педагогическая система развивающего обучения Л. В. Занкова : Учебное пособие. – Самара : Издательский дом « Фёдоров », с.112. Стрелкова. Л. П. « Уроки - сказки »- М.:« Педагогика », с.118. Сухомлинский В. А. Избр. пед. соч.: В 3 т.- М., т.3. с. 403.