Культура Московской Руси
Предисловие Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV- XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве. Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо - татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры.
Литература Борьба русских людей с иноземными захватчиками стала темой ряда литературных произведений. Среди них летописная « Повесть о взятии Батыем города Владимира », « Слово о погибели Русской земли », « Повесть о разорении Рязани Батыем ». В них рассказывается о гибели русских городов, а также о смелости и мужестве русских воинов.
Литература Литературным памятником того времени стало « Житие Александра Невского », в котором в поэтической форме рассказывается о Невской битве, Ледовом побоище, об отношениях Александра Невского с Золотой Ордой и о смерти князя. Воспеваются его подвиги во славу Русской земли.
Архитектура Активное гражданское строительство велось в Новгороде. Совместно с немецкими новгородские мастера построили Грановитую палату для торжественных приемов и заседаний Совета господ. Новгородские бояре строили себе каменные палаты с коробовыми сводами.
Архитектура Начало каменного строительства в М о с к в е относится ко второй четверти XIV в. Крупнейшей работой этого времени стало сооружение белокаменной крепости Московского Кремля. Кремль - это центральная часть древнерусских городов, обнесенная крепостными стенами с башнями. Кремль включает в себя комплекс оборонительных, дворцовых и церковных сооружений.
Архитектура Новые искания и традиции старого зодчества проявились в храмовом строительстве - в облике церкви Спаса на Ковалеве и церкви Успения на Волотовом поле. В них отразился переход к новому стилю второй половины XIV в.
Архитектура Образцами нового стиля являются церковь Федора Стратилата на Ручье и церковь Сноса Преображения на Ильине улице. Характерная черта этого стиля - парадное внешнее убранство храмов. Их фасады украшены декоративными нишами, скульптурными крестами. Многие ниши украшают фресковые росписи.
Живопись Русская живопись XIV-XV вв. так же, как и зодчество, стала естественным продолжением живописи домонгольского периода. Особое распространение получила иконопись. Поскольку на Руси возводились деревянные храмы, не приспособленные к стенной росписи, иконы служили заменой стенной живописи..
Живопись Особое место занимает гениальный Феофан Грек, родом из Византии. В скитаниях он обошел города Византии, Крыма, а затем Руси. На Руси его талант проявился с наибольшей силой. Произведения Феофана Грека - фрески, иконы - отличаются монументальностью, силой и драматической выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой.
Живопись В творчестве Феофана Грека на Руси выделяются два периода : новгородский и московский. В первом он выступает смелым новатором, бунтарем, создает редкие по одухотворенности произведения. В московском периоде Феофан Грек выступает уже как человек, обретший спокойствие и уравновешенность.
Живопись Андрей Рублев, его творчество ознаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. При нем московская школа живописи достигает своего расцвета.
Живопись Произведения Андрея Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом, совершенство художественной формы. Современники так писали о Рублеве : « Иконописец преизрядный и всех превосходящий в мудрости ».
Живопись Искусство Андрея Рублева проникнуто возвышенно - светлыми настроениями, состоянием душевной гармонии, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта стиля Андрея Рублева - лирическая умиротворенность, его персонажи мягче, человечнее, чем у Феофана Грека.
Вопрос : были ли индивидуальностями русские иконописцы ? Русские иконописцы были индивидуальностя - ми, каждый из них был и личностью, разные иконописцы по разному наносили изображения на иконы одни считали что изображения на иконах должны быть пропитаны драматичностью, сторгостью выполнения иконы. Другие изображали иконы и фрески, пропитанные человечностью, мягкостью, лиризмом.