Ваш учебник Вводный урок русского языка в 5 классе подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 46 г. Белгорода Захаровой Л. Н.
Цель Познакомить учеников с учебником, его структурой Вызвать живой интерес к получению новых знаний
Работа над словом Мир освещается солнцем, а человек – знанием. Век живи – век учись. Ученье – свет, а неученье – тьма. За одного ученого двух неученых дают. Прочитайте пословицы. Определите их смысл. 2 пословицы на выбор запишите в тетрадь. Почему вы выбрали именно эти пословицы? Чем они вас привлекли?
Знакомство с учебником и его приложениями Работа с форзацем учебника. Условные обозначения учебника ( с.4). Знакомство с расположением словарных слов в учебнике. Порядок расположения материала в приложении : - памятка ; - опознавательные признаки орфограмм ; - словари (« Пиши правильно !», « Говори правильно !», « Толковый словарь »); - алфавитный указатель.
Работа с текстом У тебя на парте лежит учебник русского языка. В нем встречаются условные обозначения. Они тебе понятны ? Если нет, то открой страницу 9 учебника и познакомься с ними. Сможешь ли теперь объяснить значение значков - символов ? Знание условных обозначений учебника, поможет тебе успешнее выполнять задания. Над созданием учебника работало много людей : ученые, художники, печатники. Бережно относись к своему учебнику.
Работа с текстом Перескажите прочитанный текст. Определите его основную мысль. Составьте памятку « Как относиться к учебнику » и запишите ее в тетрадь.
Памятка « Как относиться к учебнику » 1. Бережно относись к учебнику, в него вложен труд многих людей. 2. Обращайся с ним аккуратно. Никогда не пиши в учебнике ручкой, черновые записи делай в блокноте. 3. Помни : свой учебник ты должен передать чистым и опрятным будущему первокласснику.
Поэтическая минутка Дают вам учебники в школах бесплатно ! И это, конечно же, очень приятно. Но в этой приятности что неприятно : Весною учебник сдается обратно … А если ты, скажем, не очень опрятна И там на страницах какие - то пятна ?.. Чернилами синими залит портрет … В тарелку свалился учебник случайно … Так что же : отныне твой личный секрет – Не тайна ? Какой - то мальчишка из младшего класса Отыщет там пятнышко хлебного кваса И спросит :
- Скажите, вы правда такая грязнуля ? Вы этот учебник весною вернули С большим живописным пятном на обложке ! Еще я нашел там следы вашей кошки … Ведь надо же : там, где фамилия ваша, Печать приложила перловая каша ! Учебник … Ну что в нем ? Обложка, страницы … Но он в то же время – Портрет ученицы ! Хозяйка учебник зубрит, изучает, – И он, между прочим, весь год не скучает. И может весной доложить без утайки, О разных привычках и нравах хозяйки. ( Вольт Суслов )
Подумаем над прочитанным О чем напоминает каждому из вас поэт ? Как вы относитесь к таким ученикам, которые пачкают и рвут свой учебник ? Зачем же мы составили « Памятку » и о чем прочитали стихотворение ? Выучить памятку. Подготовиться к самодиктанту по тексту « Памятки ».
Домашнее задание Прочитать текст на с. 3 Внимательно познакомиться с содержанием учебника и приложениями к нему.