Тема урока: Механическая работа. «Труд - источник всякого богатства… труд создал человека.» Ф. Энгельс «Опыт ценнее тысячи мнений, рожденных воображением.» М.В.Ломоносов. Педагог 8 класса Васильева М.В. МОУ КСОШ
ВЫВОД 1. Под действием силы тело перемещается. Вывод 2. Механическая работа совершается тогда, когда тело движется под действием силы.
Вывод 3. Если есть сила, а нет перемещения, то нет и работы. Вывод 4. Механическая работа равна нулю, т.к.результирующая сила F=0
Вывод 5: Механическая работа прямо пропорциональна приложенной силе и прямо пропорциональна пройденному пути. Единица работы джоуль (Дж) 1 Дж = 1 Н м. 1 кДж = 1000Дж. 1 Дж = 0,001 кДж.
Джоуль Джеймс Прескотт( г.г.).. Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил ее зависимость от температуры. Обосновал на опытах закон сохранения энергии. Установил закон, определяющий тепловое действие электрического тока. Вычислил скорость движения молекул газа и установил ее зависимость от температуры.
Положительная работа А=FS Отрицательная работа А= F тp S
Работа силы тяжести. а) если тело движется вверх, то А 0.
Экспериментальное задание : Измерение работы при подъеме тела и при горизонтальном перемещении его на такое же расстояние ЦЕЛЬ РАБОТЫ : самостоятельно выяснить как надо правильно рассчитывать величину работы, когда тело перемещается по горизонтальному пути. Оборудование: 1) лента измерительная, 2) динамометр, 3) трибометр, 4) набор грузов.
1.К крючку динамометра прицепить брусок и определить его вес. 2.Затем поднимают брусок равномерно вверх на высоту 50 см ± 1 см, т. е. на высоту линейки трибометра, заранее измеренной лентой. Вычисляют величину совершенной работы: А1=FS Эта работа была совершена по преодолению силы тяжести. 3.После этого кладут линейку на стол и с помощью динамометра перемещают брусок равномерно вдоль линейки на такое же расстояние, как и в первом случае. Замечают по динамометру силу тяги, которая развивалась при этом. Зная силу тяги и путь, снова вычисляют работу: А=FS Эта работа была совершена по преодолению силы трения, а не силы тяжести. 4. Повторить опыт еще 23 раза, нагружая брусок постепенно грузами в 1 Н, 2 Н и 3Н, и каждый раз вычислить работу силы тяги. 5.Сравнить полученные результаты и сделать вывод.
ПРИ ПОДЪЕМЕ ТЕЛА ПО ВЕРТИКАЛИ Опыт 1Опыт 2.Опыт 3. F тяж = Р=F тяж = Р=1Н+…F тяж =Р=2Н+… S=S=S=S=S=S= А= F тяж S= ПРИ ГОРИЗОН- ТАЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕ- НИИ F тр = S=S=S=S=S=S= А= F тр S =
1. В каком из перечисленных случаев совершается механическая работа? 2.Одинаковую ли работу совершают мальчики при равномерном перемещении на одном и том же пути? 3.Определите механическую работу по перемещению бруска.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1 вариант. 1.Одинаковые кирпичи подняли на некоторую высоту. Одинаковая ли при этом совершена работа? 2 вариант. 1.Одинаковые кирпичи подняли и положили на доску так, как показано на рисунке. Одинаковая ли при этом совершается работа? 2.Как велика работа, произведенная при подъеме тела весом 40Н на высоту 120 см ? 2. При помощи подъёмного крана подняли груз 23 кН на высоту 4 м. Определить произведенную работу