24 августа сентября 1875 Отец граф Константин Петрович Толстой ( ). Мать - Анна Алексеевна Перовская. Она разошлась с мужем сразу после рождения ребенка по неизвестным причинам. Вместо отца Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известным писателем, печатавшимся под псевдонимом Антоний Погорельский. С 10-летнего возраста мальчика возили за границу, путешествие по Италии 1831 г. он описал в дневнике. Толстой принадлежал к детскому окружению наследника престола, будущего Александра II.
Жизнь была к ней неласкова, да и сама она, не считавшаяся с предрассудками своей среды, была, пожалуй, слишком смела для той церемонной эпохи. Трагически завершилась любовная связь юной Софи Бахметевой с князем Вяземским, который соблазнил её, но женился на другой. Брат покинутой девушки Пётр Бахметев вызвал обидчика на дуэль и был убит. Всю жизнь Софья Андреевна считала себя виноватой в несчастьях и бесчестии своей семьи.
Впервые они повстречались на бале-маскараде в Петербургском Большом театре. Он сопровождал туда сопровождал туда наследника престола, будущего царя Александра II
Она появилась на маскараде потому, что после разрыва с мужем искала случая забыться и рассеяться. В светской толпе он почему- то сразу обратил внимание на нее.
Маска скрывала ее лицо. Но серые глаза смотрели пристально и печально. Прекрасные, пепельные волосы венчали голову. Она была стойка и изящна.
Голос ее завораживал. Они говорили недолго. Она, конечно, узнала его. Тщетно он попросил ее открыть лицо, снять маску…
Но его визитную карточку она взяла, дав лукавое обещание не забывать его. Что было с ним, с ним, Алексеем Константиновичем Толстым? С нею, с Софьей Андреевной Миллер, если бы они не встретились?
Быть может, именно той январской ночью 1851 года, когда он возвращался домой, сложились первые строки этого стихотворения: «Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты…
Стихотворение это станет одним из лучших в русской любовной лирике. В нем ничего не придумано, все так как было. Оно прибавило еще один бессмертный портрет в галерею музыкальных русских романсов, Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя я увидел, но тайна Твои покрывала черты. Лишь очи печально глядели, А голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал. Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид; А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит. В часы одинокие ночи Люблю я. усталый, прилечь Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь; И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю... Люблю ли тебя я не знаю, Но кажется мне, что люблю!
В Литературных произведениях А. К. Толстого высказывалась чистая, целомудренная, прямая натура. Нежность деликатность и ранимость сочетались в нем с истинной мужской красотой, богатырским ростом, огромной физической силой.
В 1878 году, через три года после смерти А.К. Толстого, Петр Ильич Чайковский написал музыку к стихам «Средь шумного бала…», музыку столь же чистую, нежную и целомудренную, как стихи.
Почему Чайковского привлек тогда именно Алексей Толстой? Композитор услышал в этих стихах отзвуки своих душевных бурь. Слишком свежа еще была драма от неудачной женитьбы.
А у А. К. Толстого встреча «Средь шумного бала» имела счастливое продолжение. Немного есть романсов с действительной жизненной предысторией и с таким счастливым продолжением.
Софья Андреевна была незаурядной женщиной, умной и великолепно образованной. Она знала полтора десятка языков. Прекрасно пела, обладала решительным, сильным и стойким характером. Обожала, как и Алексей, охоту и скачки на коне во весь опор.
Когда во время Крымской войны Толстой, пошедший на войну, добровольцем, заболел тифом, Софья Андреевна проводила у его постели дни и ночи. В ней он нашел не только единственную свою женщину, но и умного друга, с ней он делился всем и во всем исповедовался. С ней изъездил пол – России и с нею уединился в российской сельской глуши. Любовь Алексея оказалась «вечным чувством…»