1 Односоставные предложения Урок межпредметного обобщения на основе поэтических текстов М. Ю. Лермонтова МОУ «Тогурская СОШ», учитель русского языка и лит-ры Путилова Ирина Юрьевна.
2 Цитата урока « Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказы и разбирал бы, как разбирают в школах,- по предложениям, по частям предложения, так бы и учился писать.» А.П.Чехов
3 Как и зачем использует односоставные предложения М. Ю. Лермонтов Задание: продолжи и запиши стихотворение Лермонтова. И снится ей всё… что в пустыне далёкой, В том крае, где солнце восход, Одна и грустна на утёсе горючем Прекрасная пальма растет.
4 Словарная работа Задание: подберите омонимы к слову горючий 1. Способный гореть. Горючий материал. 2. Горючие слёзы (разг.) -горькие слёзы Этимология слова горький -такой, который жжет. Горе -того же корня, что и гореть, буквально «то, что жжет».
5 Словарная работа Задание: подберите и запишите синонимы к словам горевать - скорбеть - сокрушаться - убиваться - кручиниться грустный - печальный - унылый - невесёлый Так почему же Лермонтов берёт слово горючий?
6 Повторим виды односоставных предложений Безличные предложения /действие происходит само по себе/ Определённо-личные /глаголы 1лица,2 лица мн.и ед.ч. лицо мыслится определённо/ Неопределённо- личные предложения /глаголы 3лица,мн.ч.,действующее лицо намеренно устранено,представляется как неопределённое./ Обобщённо-личные предложения /лицо мыслится обобщённо/ Назывные предложения.
7 Цифровой д иктант 1.Что-то зашелестело в кустах. 2.Было прохладно. 3.Чуть тянет морозный утренний ветерок. 4.Морозно поутру в степи. 5.Всё шло своим чередом. 6.Остро пахло травой. 7.Лгать вредно для себя. 8.Это показалось нам странным. 9.Эту вещь стоит купить. 10.Эта вещь стоит недорого.
Ассоциативный ряд на «Бородино» 8
9
10
11 Поиграем ? / литературная проверка/ Мороз и солнце!.. День чудесный! Славная… осень! Переправа… переправа… Темень… холод. Унылая пора!.. Очей очарованье!
12 Поиграем ? /литературная проверка/ Любви, надежды,.. тихой славы. Ох, лето… красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи. Ночь… Улица. Фонарь. Аптека. Безумных лет… угасшее веселье. Мне тяжелы как смутное похмелье. Подруга думы… праздной, чернильница моя.
13 Вывод Мы увидели, насколько яркими и выразительными средствами являются односоставные предложения в художественном тексте. Как был бы беден наш язык, не будь односоставных предложений.
14 Самостоятельная работа 1 группа: ассоциативный ряд на отрывок из фильма «Музыка природы» 2 группа: мини-сочинение «Зима» на музыку Чайковского из произведения «Времена года» 3 группа: работа над упр.232, стр.98
15
16 Домашнее задание Составьте небольшой рассказ, используя односоставные предложения на любую тему. Спасибо за урок!
17