Психолого-педагогическая диагностика. План 1. Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики. 2. Задачи школьной психодиагностики. 3. Типы данных,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Преподаватель: Боленкова Елена Федоровна ГБОУ ВПО Тихоокеанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ Факультет общественного.
Advertisements

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы должна обеспечивать комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных.
Основные вопросы психодиагностики. Психологическая диагностика наука о конструировании методов оценки, измерения, классификации психологических и психофизиологических.
Опросные методы как вспомогательные методы психологического исследования Сургут 2012г.
Тема "Методы психологии".. Природа через человека познает самое себя. Если это так, то психология - это познание человечеством своей собственной природы.
Федеральная программа развития образования 2007 год ФГУ «Центр социальных инноваций» Проект «Создание методов комплексной диагностики и формирования общей.
ИОМКР Стулова Ю. А. Методы социологического исследования.
«Специфика методов в социальной психологии». 1. Активная дискуссия о предмете социальной психологии развернулась в конце 1950-х – начале 1960-х гг. ХХ.
Средства и методы оценки знания студентов Магистр 1 курса Юридического факультета Группы Ю-501 Мг Курбанов Руслан Рустамович.
Алгоритм проведения психологического обследования.
Урок - основная форма организации текущей учебной работы Подготовила: преподаватель ГБПОУ ВО «Бутурлиновский педагогический техникум» О.А.Герасименко.
Проектирование системы мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Психолого – педагогические консилиумы – необходимое условие личностно – ориентированной системы обучения.
Социальная психология. Предмет и методы социальной психологии как науки.
Аспекты работы классного руководителя Занятие 3: Диагностические методы изучения личности учащегося Руководитель: заместитель директора по воспитательной.
Особенности организации деятельности над исследовательской работы Блажен, кто вырваться на свет Надеется из лжи окружной. В том, что известно, пользы нет,
Состояние психологической диагностики в начальной школе в МБОУ «СОШ 7»
Организация работы школьного психолого-медико- педагогического консилиума.
Методы исследования возрастной психологии. АКТУАЛЬНОСТЬ: Человек это многоплановое явление. Его исследование должно носить целостный характер. Поэтому.
Доктора педагогических наук профессора кафедры «Профессиональная педагогика и психология» КАЛЮЖНОГО Анатолия Степановича.
Транксрипт:

Психолого-педагогическая диагностика

План 1. Актуальные проблемы психолого-педагогической диагностики. 2. Задачи школьной психодиагностики. 3. Типы данных, используемые в психолого- педагогической диагностике. 4. Методы психолого-педагогического исследования. Психолого-педагогический эксперимент.

Нужен психолог-психодиагност Актуальной задачей в современных условиях является более углубленное психологическое просвещение педагогов. Объективность сведений об индивидуальных особенностях зависит от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти сведения. Опытный учитель в ходе повседневной работы с детьми умеет приближенно определить эти особенности «на глазок» - в результате педагогического наблюдения. Но и ему, и тем более начинающему учителю, для точной фиксации и измерения этих особенностей сегодня не обойтись без помощи психолога- психодиагноста. Актуальной задачей в современных условиях является более углубленное психологическое просвещение педагогов. Объективность сведений об индивидуальных особенностях зависит от того, насколько объективными, научно обоснованными методами получены эти сведения. Опытный учитель в ходе повседневной работы с детьми умеет приближенно определить эти особенности «на глазок» - в результате педагогического наблюдения. Но и ему, и тем более начинающему учителю, для точной фиксации и измерения этих особенностей сегодня не обойтись без помощи психолога- психодиагноста.

И поэтому: На сегодня все учителя- предметники должны уметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, для объективного контроля знаний и умений учащихся. Не использовать метод «на глазок»! На сегодня все учителя- предметники должны уметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, для объективного контроля знаний и умений учащихся. Не использовать метод «на глазок»!

Задачи: 1. психолого-педагогические 2. психологические 1.психолого-педагогические ( цели и методы решения задачи определяет педагог, а психолог- диагност выполняет вспомогательную функцию ) 2.психологические (задачи, которые преимущественно и приходится решать школьному психологу )

Образовательная и воспитательная деятельности К К предмету образовательной деятельности школы можно отнести формирование следующих психических свойств и функций: - познавательные способности; - знания, умения и навыки по конкретным предметным дисциплинам; - систему представлений и понятий, образующих общую научную картину природного и социального мира.

К предмету воспитательной деятельности можно отнести формирование следующих психических свойств: - характера, воли и целеустремленности; - социально-созидательной структуры мотивации и ценностной ориентации личности; - подготовку юношей и девушек к осознанному выбору сферы профессиональной деятельности на основе гармоничного сочетания интересов и способностей.

Типы данных, используемых в психолого- педагогической диагностике L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования: L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования: - оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения; - оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюдаемого поведения; - эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени; - эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого лица в течение достаточно длительного промежутка времени; - необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого; - необходимо не менее 10 экспертов на одного оцениваемого; - ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу. - ранжирование испытуемых должно производиться экспертами только по одной черте (характеристике) каждый раз, а не по всем сразу.

Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16- факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования: Q-данные (Questionnaire data), полученные на основании опросников и других методов самооценок. К этому источнику относятся MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный перечень), 16- факторный личностный опросник Кэттела и др. Возможны следующие искажения результатов исследования: - познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и использованием неверных эталонов); - познавательные (вызваны низким интеллектуальным и культурным уровнем испытуемых, отсутствием навыков интроспекции и использованием неверных эталонов); - мотивационные (вызваны нежеланием отвечать и уклонением ответов в сторону «социальной желательности»). - мотивационные (вызваны нежеланием отвечать и уклонением ответов в сторону «социальной желательности»).

T-данные (Objective test data) – данные объективных тестов. По Р.Б. Кэттелу и В.Ф. Варбуртону, различают 12 групп тестов: тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способности и т.д.); тесты способностей (интеллектуальная функция, знания, способности и т.д.); тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта и т.п.); тесты умений и навыков (зрительно-моторная координация, прохождение лабиринта и т.п.); тесты на восприятие; тесты на восприятие; опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.); опросники (анкетный опрос о поведении, состоянии здоровья и т.д.); мнения (выявление отношения к другим людям, нормам и т.д.); мнения (выявление отношения к другим людям, нормам и т.д.); эстетические тесты (выявление предпочтения картин, рисунков и т.п.); эстетические тесты (выявление предпочтения картин, рисунков и т.п.); проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят; проективные тесты (формализованные личностные тесты). Тесты ТАТ, Роршаха, не удовлетворяющие требованию формализации, не являясь объективными, сюда не входят; ситуационные тесты (изучение выполнения заданий в разных ситуациях – индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.); ситуационные тесты (изучение выполнения заданий в разных ситуациях – индивидуально, в группе, в соревновании и т.д.); игры, в которых наиболее полно проявляются люди; игры, в которых наиболее полно проявляются люди; физиологические тесты (ЭКГ, КГР и др.); физиологические тесты (ЭКГ, КГР и др.); физические тесты (антропометрические); физические тесты (антропометрические); случайные наблюдения, т.е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т.д.). случайные наблюдения, т.е. изучение того, как проводится тест (запись поведения, выводы и т.д.).

Методы психолого- педагогического исследования

Наблюдение Это целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение. Это целенаправленное восприятие фактов, процессов или явлений, которое может быть непосредственным, осуществляемым с помощью органов чувств, или косвенным, основанным на информации, получаемой от различных приборов и средств наблюдения, а также других лиц, проводивших непосредственное наблюдение. Классификация видов наблюдения: Классификация видов наблюдения: - по времени проведения: непрерывные и дискретные; - по времени проведения: непрерывные и дискретные; - по объему: широкие и узкоспециальные; - по объему: широкие и узкоспециальные; - по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые). - по типу связи наблюдателя и наблюдаемых: невключенные (открытые) и включенные (скрытые).

Опрос Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса. Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде письменного или анкетного опроса. Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально- психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации. Применение бесед и интервью требует от исследователя чётко поставленных целей, основных и вспомогательных вопросов, создания благоприятного морально- психологического климата и доверия, умения наблюдать за ходом беседы или интервью и направлять их в нужное русло, вести записи получаемой информации.

Эксперимент Эксперимент – научно поставленный опыт, связанный с наблюдением исследуемых явлений в создаваемых и контролируемых исследователем условиях.

Виды экспериментов Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них. Лабораторный эксперимент характеризуется тем, что исследователь сам вызывает изучаемое явление, повторяя его столько раз, сколько это необходимо, произвольно создает и меняет условия, при которых это явление протекает. Меняя отдельные условия, исследователь имеет возможность выявить каждое из них. Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры. Естественный эксперимент (разработан русским психологом А.Ф. Лазурским) проводится в обычных, привычных для испытуемых условиях, без специальной аппаратуры. Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей. Психолого-педагогический эксперимент (ППЭ) создан на основе естественного эксперимента. В ходе ППЭ исследователь активно воздействует на протекание изучаемых явлений, изменяет обычные условия, целенаправленно вводит новые, выявляет определенные тенденции, оценивает качественные и количественные результаты, устанавливает и подтверждает достоверность выявленных закономерностей.

Удачи!