Департамент образования города Москвы Южное окружное управление образования «Развитие профессиональных компетенций школьного библиотекаря как условие повышения качества библиотечной работы. Алгоритм планирования и отчетности в школьной библиотеке» ЛИБП ГБОУ МЦ ЮОУО ДОгМ Совещание библиотекарей Презентацию подготовила заведующая библиотекой ГБОУ СОШ 915 Столярова Татьяна Романовна
Портфолио школьного библиотекаря Методические рекомендации
СОДЕРЖАНИЕ Термин «портфолио» Цель портфолио Задачи портфолио Функции портфолио Практическая значимость портфолио Модели портфолио Типы портфолио Виды портфолио Методика формирования портфолио Организация и оформление портфолио Приложения Литература
«Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе сказать не можешь?» Козьма Прутков
Термин «портфолио » (или «портфель») пришел к нам из педагогики, политики, бизнеса, журналистики. Например, министерский портфель, портфель инвестиций, редакционный портфель.
Портфолио - это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за определенный период времени.
портфолио отражает динамику нашего профессионального развития, служит формой обсуждения и самооценки результатов работы. Позволяет самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями, умениями, наработками.
Цель портфолио накопление достижений; отслеживание индивидуального прогресса; представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Задачи портфолио - проанализировать и обобщить свою работу; - связать воедино отдельные аспекты своей деятельности; - отразить динамику профессионального развития; - представить опыт своей работы наиболее полно и эффективно
Функции портфолио Диагностическая фиксирует изменения за определенный период времени; Содержательная раскрывает спектр выполняемых работ; Развивающая обеспечивает непрерывный процесс обучения и самообразования; Мотивационная поощряет результаты деятельности; Рейтинговая позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения.
Практическая значимость портфолио - аттестация в будущем; - лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ; - систематизация деятельности библиотекаря; - стимулирующий фактор.
Модели портфолио МодельЦель создания Портфель достижений Оценить прогресс в исследовательской, профессиональной или творческой деятельности Портфель- самооценка Показать прогресс или регресс в отдельных аспектах профессиональной деятельности Портфель-отчет Показать успешность и доказать прогресс исследовательской, профессиональной и творческой деятельности
ТИПЫ ПОРТФОЛИО Портфолио документов Портфолио работ Портфолио отзывов
Портфолио документов Включает сертифицированные (документированные) достижения библиотекаря: дипломы (федерального, городского, окружного, школьного уровней) грамоты свидетельства удостоверения справки сертификаты. В разделе размещают копии документов.
Портфолио работ собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности; описание основных форм и направлений творческой деятельности; собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ библиотекаря; конкурсные работы; проекты развития библиотеки; выступления на семинарах, методических объединениях, педсоветах; сценарии различных массовых мероприятий; электронные документы различные презентации, разработки в помощь проведения библиотечных уроков; видеозаписи, фотоальбомы различных мероприятий; печатные работы; качественная оценка профессиональной деятельности библиотекаря по параметрам: полнота, разнообразие, оригинальность, убедительность материалов, динамика и творческая активность и т.п.
Портфолио отзывов Отношение библиотекаря к различным видам деятельности включает: письменный анализ отношения библиотекаря к своей деятельности и ее результатам (тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма, рефлексию и прочее); оценки мероприятий коллегами, методистами ОМЦ, администрации школы, методических объединений предметников и т.д.; самоанализ деятельности и ее результатов.
Можно конструировать либо «комплексные» модели портфолио (включающие в себя описанные типы в качестве разделов), либо «простые» (реализующие один из названных типов)
Комплексный портфолио раздел документов + раздел работ + раздел отзывов раздел документов + раздел работ раздел документов + раздел отзывов раздел работ + раздел отзывов
Портфолио простые Три типа портфолио в чистом виде: «портфолио документов» или «портфолио работ» или «портфолио отзывов»
ВИДЫ ПОРТФОЛИО Личный портфолио или «Профессиональный портрет школьного библиотекаря» Идеальный вариант личного портфолио комплексный, включающий все типы портфолио: портфолио документов + портфолио работ + портфолио отзывов. Кроме этого, целесообразно включить так называемый «портрет», который лучше всего разместить в самом начале.
«Портрет» рассказывает о личности библиотекаря. Предлагается выполнять в форме резюме. Акцент в резюме необходимо сделать на имеющейся опыт библиотекаря: в самообразовании, в проектной деятельности, по использованию в практике современных информационных технологий.
СОСТАВЛЕНИЕ РЕЗЮМЕ Резюме это краткое описание с предоставлением основных фактов и важных деталей из вашей биографии.
в одном документе (формат А4, максимум с двух сторон) кратко и ясно изложите только самую важную информацию о вас и вашей работе; сохраняйте компьютерный файл со своим резюме, чтобы было проще обновлять его и вносить необходимые изменения; перед тем, как послать или передать кому-нибудь свое резюме, внесите необходимые изменения и дополнения; проверьте орфографию. Печатая резюме, используйте бумагу хорошего качества.
Можно включать в личный портфолио свои размышления в виде эссе. Например, сразу после «портрета» - размышления на тему «Профессия школьного библиотекаря» или «Миссия школьной библиотеки в современной школе». А перед программой развития библиотеки или конкурсной работой разъяснение, почему вы избрали именно это направление или тему. Такие эссе демонстрируют профессионализм библиотекаря, его отношение к работе и способность ее анализировать, делать выводы, видеть перспективы. В личном портфолио можно разместить результаты профессионального тестирования и лист самооценки профессиональных умений и навыков.
Тематический портфолио Занятие какой-либо темой. Например, школьные библиотекари часто работают учителями- предметниками преподают краеведение, МХК, эстетику, основы библиотечно- информационной грамотности и др. Использование тематического портфолио дает возможность сгруппировать имеющиеся материалы и правильно расставить акценты, чтобы в дальнейшем анализировать свою работу, намечать её перспективу и демонстрировать свой профессиональный уровень.
Тематический портфолио может включать: План (структуру, схему); Пояснительную записку, где приводится краткая информация об авторе, форме представления материала и т.д.; Обоснование темы (предметного курса), своё видение данной темы, каких результатов ожидаете; Программу курса (планы, технологические карты или разработки уроков, библиотечных занятий); Работы детей (анкеты, тесты, отзывы на проведенный урок, отзывы на литературное произведение, рисунки); Самоанализ проведенной работы; Фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей, схем и т.д.); Отзывы коллег, учителей на проведенные занятия; Подведение итогов, определение перспектив.
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОРТФОЛИО Для чего я хочу создать портфолио? Что я включу в портфолио? Как будет организован портфолио? (перечень материалов портфолио вначале - обязательно)
ОРГАНИЗАЦИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ ПОРТФОЛИО Главное требование, чтобы он был логически выстроен.
Можно оформлять в виде файловой папки с заголовками разделов; Каждую работу, документ, подборку материалов размещайте в отдельный файл; Каждый элемент портфолио желательно датировать, чтобы можно было проследить динамику;
В печатном варианте из перечня обязательны ссылки на документы или их копии с указанием номера приложения; В электронном варианте для удобства навигации целесообразно оформить гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио и перечней; Cделайте копии документов.
Структура портфолио
Сформировав портфолио, представьте свою работу администрации школы и в Окружной методический центр. Самый лучший вариант представления защита или презентация портфолио перед коллективом или методическим объединением библиотекарей района или города.
ПРИЛОЖЕНИЯ: Удостоверения, справки, свидетельства о повышении квалификации Место проведения курсов ГодКоличество часов Название курсов Приложе ние
Дипломы УровеньГод Наименование конкурса Результат, место Прило- жение Федеральный Городской Районный
Грамоты УровеньГодФормулировка грамоты Приложение
ПОРТФОЛИО РАБОТ УровеньГодКонкурсТемаРезультатПриложение Текстприл. 1 Презентация прилагается на диске
Выступления на семинарах, методических объединениях, педсоветах УровеньГодТема Форма представ ления Где представ лено Прило жение На диске УровеньГодТема Форма представ ления Где представ лено Прило жение На диске
Публикации Уровень Год Название публикации Заглавие сборника Место издания Приложе ние
Сценарии Форма работы ТемаКлассПриложение На диске
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Загашев И. Новые технологии в школьной библиотеке. Лекция 3. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября» С Макарова Е. Портфолио как он есть. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября» С Козлова О. Портфолио школьного библиотекаря. Презентация. Новикова Т. Папка индивидуальных достижений «портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт. // Директор школы С Новикова Т. Региональный опыт использования технологий портфолио в практике российской школы / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист С
Новикова Т. Построение различных моделей портфолио / Т. Новикова, А. Прученков, М. Пинская // Методист С Остенко М. Технология «Учебный портфель» в образовательном процессе. // Библиотека в школе: Газета издательского дома «Первое сентября» С Пинский А. Рекомендации по распространению различных моделей портфолио учащихся основной школы. // Практика административной работы в школе С Федотова Е. Портфолио как система альтернативного оценивания в практике зарубежной школы. // Школьные технологии С