Изюминка поэзии Веры Полозковой Проектная работа ученицы 10 « А » класса Лицея 1547 Семеновой Александры Руководитель проекта : Коченкова Ю. Е. ГБОУ лицей 1547
ВЕРА НИКОЛАЕВНА ПОЛОЗКОВА Веру Полозкову можно считать феноменом современной литературной жизни: она, поэт- блоггер с переполненными залами, очень рано заявила о себе, в свое время стала одним из самых юных «тысячников» на Livejournal.com, к 25 годам успела издать две книги, сыграть в театре и стать обладательницей нескольких литературных премий.
Первой опубликованной книгой стал подарок на пятнадцатилетие Веры : собрание её текстов, изданное тиражом в 350 экземпляров. В этом же возрасте она окончила школу экстерном и поступила на журфак МГУ, который правда оставила за несколько месяцев до диплома. В число любимых поэтов Полозковой, оказавших на нее влияние, входят Марина Цветаева, Владимир Маяковский, Иосиф Бродский, Линор Горалик, Дмитрий Быков, Дмитрий Воденников, Вера Павлова.
В феврале 2009 года Вера стала лауреатом премии « Неформат » в номинации « Поэзия ». Полозкова - поэт любима читателями, но получает противоречивые оценки в профессиональном литературном сообществе, которое не торопится её признавать. Так что доставшаяся ей премия вполне заслуженна : Вера – самый настоящий неформат, только не для массовой аудитории, а для узкой группы экспертов.
Ритм в речи регулярное чередование однотипных явлений, которое создается и за счет чередования : ударных и безударных слогов. Упорядоченность междуударных интервалов – составляет слоговую характеристику; тактов во фразе и составляет вторую характеристику ритмичности текста фразовую; восходящего, ровного и нисходящего тона. Отклонение от этой равномерности и составляет третью (интонационную) ритмическую характеристику.
Слоговая составляющая (С) не имеет равных, одинаковых значений во всех микротемах текста: 0,14 0,19 0,33 (о смерти близкого человека) 0,15 0,13 ( о несправедливом отношении к маме) 0,25 (о поэтической сущности лирической героини) 0,13 0 (о предательстве близких людей) 0,03 0,11 0,14 0,13 Любовь и творчество - то, без чего трудно выжить поэту.
Вторая ритмическая составляющая - синтагматическая (К) - нарушения в контрастных по величине синтагмах. Почти во всех микротемах К =0. Нарушения: К=0,2 физическая боль («драть из десны восьмерки, плеваться кровавой ватою»), страшное одиночество («ездить без провожатых и без встречающих», «обживать одноместные номера») страшное жизненное пространство, возводящее в квадрат и в куб одиночество всех живущих в нем («бурый ковролин», белый кафель в трещинах,/ запах казенного дезинфицирующего,/ коридоры как взлетные полосы/ и такое из окон, что даже смотреть не хочется» Одиночество
И (интонационная упорядоченность ритма), нарушение – сочетание двух одинаковых интонаций: 0,4 0,4 (0,5) – о смерти близкого человека 0,5 (0,4) – об одиночестве 0,3 (0,2) 0,2 (0.3) 0,2 0,1- о промыслительности испытаний, выпавших на долю лирической героини
Выводы Мы познакомились с творчеством Веры Полозковой и определили ритмическое своеобразие ее текстов Подтвердили гипотезу о том, что высокое эмоциональное напряжение текстов поэтессы создается во многом за счет ритмических сбоев на фоне высокой ритмической упорядоченности текстов. И это создает своеобразие – изюминку поэзии Полозковой. В ходе исследования пришли к выводу о том, что анализ ритмических показателей расширяет границы интерпретации текста: способствует открытию тайных чувствований лирической героини, помогает глубоко проникнуть в пространство текста, подтвердить догадки, рождающиеся в процессе его осмысления и декодирования.