24 МАЯ-ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ Выполнил: Гуляев Андрей, 8б МОУ- СОШ 6 г.Петровска Учитель: Хребтищева Е.Ю.
буквы Он самый молитвенный в мире Он волею Божьей возник Язык нашей дивной Псалтири И святоотеческих книг; Он царственное украшенье Церковного богослуженья Живой благодати родник Господнее нам утешенье – Церковно-славянский язык. Виктор Афанасьев С детства мы привыкли к буквам нашего русского алфавита и не задумываемся о том, как нам удается различным сочетанием палочек и кружков передавать любые звуки и слова. Как же возникли наши буквы? Почему они именно так изображаются на письме? Как возник у каждого народа его родной язык?
КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ У славянской письменности удивительное происхождение. И славяне благодаря доставшимся нам от предков летописям, житиям святых и другим повествовательным и археологическим источникам знают о начале славянской грамоты. Среди древнейших памятников славянской письменности особое и почетное место занимают жизнеописания создателей славянской грамоты - святых Кирилла и Мефодия. Из них мы знаем, что братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря в Греции. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Кирилла занимал высокий пост помощника управителя города. Есть предположение, что мать их была славянкой, потому что братья с детства знали славянский язык так же хорошо, как греческий.
ПРОСВЕТИТЕЛИ СЛАВЯНСТВА Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Слух об этом достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Константина ожидала блестящая карьера при императорском дворе, богатство и женитьба на знатной красивой девушке. Но он предпочел удалиться в монастырь на гору Олимп к Мефодию, брату своему. Вся жизнь Константина была наполнена частыми трудными, тяжкими испытаниями и напряженной работой. Это подорвало его силы, и в 42 года он сильно заболел. Незадолго перед кончиной он принял монашество с именем Кирилл и тихо скончался в 869 году. Мефодий пережил брата на 16 лет. Терпя лишения и поношения, он продолжал великое дело - перевод на славянский язык священных книг, проповедь православной веры, крещение славянского народа
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ О начале славянской письменности узнаем мы из главной русской летописи - "Повести временных лет". Там говорится о том, как однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов со словами: "Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил, и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах о смысле их". Тогда вызвал царь Михаил двух ученых братьев - Константина и Мефодия, и "уговорил их царь и послал их в славянскую землю... Когда же братья эти пришли, начали они составлять славянскую азбуку и перевели Апостол и Евангелие" Совершилось это в 863 году Отсюда и ведет свое начале славянская письменность
СЛАВЯНСКАЯ АЗБУКА С принятием христианстве на Русь пришла и славянская азбука. И в Киеве, и в Новгороде, и в других городах стали создавать школы для обучения славянской грамоте. Явились в Русской земле учителя из Болгарии - продолжатели дела Кирилла и Мефодия. Азбука, употребляемая в современном церковно-славянском языке, называется кириллицей в память святого Кирилла (Константина). А святых братьев Кирилла и Мефодия Церковь прославляет как просветителей славян во всем мире и почитает в чине равноапостольных
24 МАЯ Память их празднуется 24 мая. Начиная с 1987 года и в нашей стране стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ воздает дань памяти и благодарности "славянских стран учителям... Божественных писаний источник богопознания нам источивших
Литература: А.Ф. Папина «Происхождение славянской письменности»