Д.И. Фонвизин и его время Традиционные элементы классицизма и новаторство в комедии «Недоросль».
Денис Иванович Фонвизин Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы… А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» ( ) …Сатирик превосходный Невежество казнил в комедии народной. А.С. Пушкин. «Послание к цензору»
Денис Иванович Фонвизин - знаменитый писатель екатерининской эпохи
1759 – 1762 – гимназия при Московском университете "Острые слова мои, вспоминает Фонвизин, носились по Москве; а как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкой; все же те, коих острые слова мои лишь только забавляли, прославили меня любезным и в обществе приятным".
"Действия, произведенного во мне театром почти описать невозможно: комедию, виденную мной, довольно глупую, считал я произведением величайшего разума, а актеров - великими людьми, коих знакомство, думал я, составило бы мое благополучие".
Литературные родыЭпосЛирикаДрама Какую роль играет художественное слово? Изображение событий и людей. Выражение чувств, переживаний. Отношение автора к чему- либо, кому- либо. Изображение событий и людей только в монологах и диалогах. Слово = поступок. Герои произведений Он, она, ониЯ Жанры Рассказ, повесть, роман, эпопея, эпическая поэма, басня. Стихотворение, лирическая поэма, песня. Комедия, трагедия, драма, фарс, феерия.
Найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы Найдите ошибки в особенностях драмы как рода литературы Основа драмы – повествование о событиях Основа драмы – повествование о событиях Портрет героя – главное средство создания образа Портрет героя – главное средство создания образа В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение В драме присутствует развернутое повествовательно-описательное изображение Важна роль пейзажа и художественных деталей Важна роль пейзажа и художественных деталей Авторская позиция выражается посредством лирического отступления Авторская позиция выражается посредством лирического отступления
Особенности драмы как рода литературы основа драмы – действие основа драмы – действие речь героя – главное средство создания образа речь героя – главное средство создания образа отсутствие развёрнутого повествовательно- описательного изображения отсутствие развёрнутого повествовательно- описательного изображения важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.) важная роль декораций и художественных деталей (интерьера, костюма и т.д.) авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.) авторскую позицию помогает уяснить ремарка (указание автора на поступки героев, их жесты, мимику, интонацию, паузы и т.д.)
Основные правила классической комедии Изображение повседневной жизни, людских пороков Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; каждый из них – носитель одной черты, одного порока; чёткое деление на положительных и отрицательных героев Говорящие фамилии Одна идея Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт) Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток) Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки) Установка на разговорный язык Счастливый конец
Действующие лица: Простаков. Простаков. Госпожа Простакова, жена его. Госпожа Простакова, жена его. Митрофан, сын их, недоросль. Митрофан, сын их, недоросль. Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофанова. Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофанова. Правдин. Правдин. Стародум. Стародум. Софья, племянница Стародума. Софья, племянница Стародума. Милон. Милон. Г-н Скотинин, брат госпожи Простаковой. Г-н Скотинин, брат госпожи Простаковой. Кутейкин, семинарист. Кутейкин, семинарист. Цыфиркин, отставной сержант. Цыфиркин, отставной сержант. Вральман, учитель. Вральман, учитель. Тришка, портной. Тришка, портной. Слуга Простакова. Слуга Простакова. Камердинер Стародума. Камердинер Стародума.
Тришка. Да ведь портной-то учился, сударыня, Да ведь портной-то учился, сударыня, а я нет. Г-жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
"Без науки люди живут и жили"
Ум, коль он только что ум, - самая безделица. С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему даёт благонравие.
тема просвещения и воспитания Какова же тема комедии Фонвизина?
Каноны классической комедииНоваторство Фонвизина Изображение повседневной жизни, людских пороков Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния; Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока Чёткое деление на положительных и отрицательных героев Говорящие фамилии Одна идея Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт) Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток) Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки) Установка на разговорный язык Счастливый конец
Какие из правил и приёмов классической комедии сохранил Д.И. Фонвизин, а какие нарушил? отступление от единства действия (вместо одной проблемы поднимает несколько очень важных) отрицательные герои интересны и неоднозначны Просвещение важно, но сначала надо добродетель, позаботиться о душе, а уж потом об уме - главная идея комедии. при создании характеров героев используется речевая характеристика Типизация и зоологизация героев. несчастливый конец единство места (деревня Простаковых) единство времени (одни сутки) одна идея ( просвещение достойного гражданина) деление героев на отрицательных и положительных «говорящие» фамилии, подчеркивающие доминантную черту характера, носителем которой является персонаж
«Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого». В.Г. Белинский «Горе от ума»
Запишите домашнее задание. Задание для всех: 1. Сравнить Простакову на уроке Митрофона и Стародума в беседе с Софьей. Чему они учат, что считают главным идеалы героев в ком? Какими они хотят видеть своих детей? (Желательно выполнить в виде плана, сравнительной таблицы.) 2. Заполните таблицу Герои пьесы (положительные и отрицательные) Черты характера Черты характера Высказывания героев о воспитании и образовании, о крепостном праве, о богатстве и т.д.
Денис Иванович Фонвизин - А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» Сатиры смелый властелин
Сатира и публицистика были его оружием. Мужественный протест против несправедливостей самовластья и гневные обвинения крепостническим злоупотреблениям звучали в его произведениях. В этом и состояла историческая заслуга Д. И. Фонвизина
Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества" В. Г. Белинский
Проблематика пьесы Недоросль Черты характера помещиков Сатирические приемы
Проблематика пьесы Недоросль Черты характера помещиков Сатирические приемы
Продолжите афоризмы Стародума Начинаются чины - Начинаются чины - перестаёт искренность. Имей сердце, имей душу, Имей сердце, имей душу, и будешь человек на всякое время. Невежда без души - Невежда без души -зверь. Глупому сыну – Глупому сыну – не в помощь богатство. В большом свете водятся В большом свете водятся - премелкие души. Наличные деньги - Наличные деньги - не наличные достоинства.
Царь и большой свет больны неисцельно, премелкие души вместо служения государству заботятся о своей карьере Роль государственной власти? Стародум не скрывает своего отношения к екатерининской монархии. Мой друг! Ошибаешься. Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится Защищать права человека
«Все помещики, жестоко обращающиеся с крестьянами, должны быть лишены права владеть крестьянами. Все, а не только оголтелые убийцы» Крепостное право беззаконно - «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» - «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» - «Если необразованный человек ещё и не имеет души, он зверь» - «Если необразованный человек ещё и не имеет души, он зверь»
Служба - Главное не чины, а дела. - Гораздо честнее быть без вины обойдёну, нежели без заслуг пожаловану - Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества...
- Богатство не в деньгах - Полновластные господа над крепостными сами рабы денег - Богач... тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у которого нет нужного Нашёл деньги, ни с кем не делись. Всё себе возьми, Митрофанушка. Деньги
-Достоинства человека - его душа, сердце - Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время В чём же богатство для положительных героев комедии? Богатство в душевных качествах
Проблематика пьесы Недоросль Черты характера помещиков Сатирические приемы
Здравствуй, племя Младое, незнакомое! Не я Увижу твой могучий поздний возраст, Когда перерастешь моих знакомцев И старую главу их заслонишь От глаз прохожего. Но пусть мой внук Услышит ваш приветный шум, когда, с приятельской беседы возвращаясь, Веселых и приятных мыслей полон, Пройдет он мимо вас во мраке ночи И обо мне вспомянет...
д/з Сочинение- миниатюра 1. Актуальна ли пьеса "Недоросль"? 2. Чему вас научила комедия? 3. Какой завет своего отца Стародум считает главным для себя? Какие афоризмы представляются вам интересными и важными сегодня?