Без памяти нет совести? Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Сосновская СОШ» Азовского ННМР Омской области Григорьевой Надежды Андреевны.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПАМЯТЬ, -и, ж. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. А также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
Advertisements

Два чувства дивно близки нам В них обретает сердце пищу Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них.
«Давайте будем людьми счастливыми…» Д.С.Лихачёв Д.С.Лихачёв.
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе Тема: «Комплексный анализ текста». «Память – это преодоление времени» (Д.С.Лихачев).
(по повести В. Распутина «Прощание с Матерой»). Эпиграфы к уроку: 1. Хочу, чтобы каждый из людей был человеком. (М. Горький) 2. Два чувства дивно близки.
Литературный салон «Белая скатерть» Руководитель Патрушева Ф. С., учитель русского языка и литературы школы 119 г. Санкт-Петербург.
Молчат гробницы, мумии и кости, Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте Звучат лишь Письмена... И. Бунин МКОУ «Кабаковская средняя общеобразовательная.
Давайте с думой с думой жить о жить о доброте! доброте! По материалам книги По материалам книги Д. С. Лихачева « Письма о добром и прекрасном.» Фишер Валентина.
Цель: 1.Ознакомить учащихся с общечеловеческими ценностями; 2.Воспитывать доброжелательность, умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить.
Писатели 19 века о прошлом нашей Родины «Минувшее проходит предо мною..» Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. А. Дистервег Не торопись.
Книжкина неделя. Современник XX-го века Дмитрий Сергеевич Лихачёв ( ) – великий советский учёный, филолог, всю жизнь посвятивший русской литературе,
«О Пушкине и о судьбе…» …Меня настраивает Пушкин На верный тон, на добрый лад. Мудрец, художник, нежный лирик, Историк строгий, звонкий бес. Добрейший.
Формирование нравственного здоровья младших школьников Тема по самообразованию учителя нач.классов Семиошиной И.И.
ИСКУССТВО произведение представитель вида искусства вид искусства чему учит что воспиты- вает чему учит что воспиты- вает.
ПОРТФОЛИО Учителя Учителя русского языка и литературы ГОУ СОШ 593 Анашкиной Людмилы Владимировны.
Если скажут слово Родина Бутина Татьяна Анатольевна учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 5 г. Кирова.
«Лист бумаги: сожмите его и расправьте. На нем останутся складки, и если вы сожмете его вторично – часть складок ляжет по прежним складкам: бумага обладает.
Д.С.Лихачев Письмо третье Письма о добром и прекрас ном.
Тепло родного очага. Родительское собрание. Моральную культуру и нравственность питают 4 важнейших источника: Совесть Стыд Ответственность Долг.
СЛОВО КАК НОСИТЕЛЬ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕКА. КУЛЬТ - 1. Религиозное служение божеству и связанные с этим обряды 2. Преклонение перед кем-нибудь или.
Транксрипт:

Без памяти нет совести? Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ «Сосновская СОШ» Азовского ННМР Омской области Григорьевой Надежды Андреевны и учителя информатики МОУ «Гимназия 139», г. Омска Соловьевой Ольги Валентиновны

Дмитрий Сергеевич Лихачев «Этот, несомненно, великий человек был полон ощущения радости жизни». Робин Милнер – Гулланд «Им была прожита … долгая жизнь посреди катаклизмов – сменявших друг друга эпох». С.С. Аверинцев 1906 – 1999 гг. «Он вводил нас в мир высокой культуры и полузабытых ценностей жизни …» Д.А. Гранин

Каково лексическое значение слов: память, совесть? Как они связаны? Зачем человеку нужна совесть?

«Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас… Добро – это прежде всего счастье всех людей». «Любовь должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками как в любимом человеке, так и в окружающих людях». «Мудрость – это ум, соединенный с добротой. Ум без доброты – хитрость». Письмо третье

Письмо четвертое. «Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира, растений, жизнь культуры, жизнь на всем её протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем …»

Как вы понимаете эти слова? Молчат гробницы, мумии и кости, - Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь письмена … А.С. Пушкин «Память - одно из важнейших свойств бытия» И.А. Бунин «Это нужно не мертвым, Это надо живым!» Р. Рождественский

«Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный и неспособный на добрые бескорыстные поступки Д.С. Лихачев Так ли это? Можно ли управлять памятью?

«Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого, но, если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и оценки» Д.С. Лихачев

Без памяти нет совести Без совести нет памяти Смысл тот же или иной?

Два чувства дивно близких нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. Животворящая святыня! Земля была б без них мертва. А.С. Пушкин О чем Пушкин заставляет задуматься? Стоит ли стыдиться прошлого с его ошибками и тяжелыми воспоминаниями? Стоит ли думать только о будущем? В каких произведениях звучит тема памяти?

40-е письмо Д.С. Лихачева «О памяти» Память – одно из свойств бытия, любого бытия: материального, духовного, человеческого … Д.С. Лихачев Совесть - это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Д.С. Лихачев

Память : 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления; 2. Воспоминания о ком – либо или о чем-либо; 3. Способность осмысленно воспринимать окружающее, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; 4. Сознание. Совесть: 1.Чувство и сознание моральной ответственности за свое поведение и поступки перед самим собой, перед окружающими людьми, обществом 2.Нравственные принципы, взгляды, убеждения. Из «Толкового словаря русского языка» Что же получается в итоге?

Без памяти нет совести! Без совести нет памяти!

Он одарил нас вечным светом, Добром таланта своего. Он весь – частица нас, и в этом Залог бессмертия Его!