Правила игры: 1.Все учащиеся делятся на две команды. 2.Количество учащихся в команде – любое. 3.Организация пространства: количество игровых столов – 2 + стол для жюри. 4.Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана. 5.Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников. В случае неверного ответа второй команды вопрос разыгрывается среди эрудитов, и присуждаются персональные баллы учащемуся, давшему верный ответ. 6.Каждый правильный ответ – 1 балл. 7.В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся. 8.Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации Приложение1, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, ордена эрудитов.
1.В чём особенности композиции романа «Дубровский» Команды работают с карточкой 1. Задание 1. Композиция романа.
Задание 2. О каких сценах, событиях идёт речь? 1.«Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца) 2.«…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью) 3.Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? прогнал его) 4.Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (мужики Троекурова воровали лес)
1.Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод. (Дубровский в суде после провозглашения приговора) 2.Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (проучил прутьями) 3.По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (церковного праздника) 4.Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (собирал ягоды) 5.Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? ( вышивала на пяльцах) 6.С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить)
1.«Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина) 2.«Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга) 3.Чем занимается гувернёр? ( воспитатель) 4.Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным делам) 5.«На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (в христианской церкви) 6.Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество) 7.Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (кондитер) Задание 3 Исторические реалии. Особенности лексики
Задание 5. Узнайте героев романа по описанию: 1.«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». ( Андрей Гаврилович Дубровский) 2.Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский) 3.«Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский) 4.Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? (Троекуров) 5.Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)
Задание 6. Значение имени. 1.Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество – скала, утёс, камень (Кирилла Петрович) 2.Имя этого героя в переводе с греческого обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского – сильный муж или крепость. О ком идёт речь? (Андрей Гаврилович Дубровский).
Задание 8. Второстепенные и эпизодические персонажи.
Задание 9. Дворянские усадьбы 1.Как называется деревня Троекурова? (Покровское) 2.Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка) 3.Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово) 4.«Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. ( Покровское)
Задание 10. «Дубровский» в цифрах 1.Сколько душ крестьян было у Дубровского (70) 2.Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (одна) 3.Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.) 4.Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? ( две тысячи) 5.Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23) 6.Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3 тысячи)
Подведение итогов игры, определение команды–победителя и самого эрудированного игрока.