М ЕТОДЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В ЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ - ЛОГОПЕД МОУ «К ОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ » А НИСИМОВА Л.И. ДЕР. К ОРКАТОВО Г.
ДИСЛЕКСИЯ ДИСГРАФИЯ ДИЗОРФОГРАФИЯ
Дисграфия- частичное нарушение формирование процесса письма, вызывающее стойкие специфические ошибки, возникновение которых не связано с незнанием грамматических правил, а обусловлены недоразвитием или частичным повреждением мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письменной речи
Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Дизорфография - это особая категория специфических нарушений письма, проявляющаяся в стойкой неспособности освоить орфографические навыки (несмотря на знание соответствующих правил)
Причины нарушений письменной речи Органическое повреждение корковых зон головного мозга, участвующих в процессе чтения и письма- минимальная мозговая дисфункция (ММД), родовые травмы Запаздывание созревания этих систем мозга или нарушение их функционирования вследствие длительных соматических заболеваний детей в ранний период их развития; Неблагоприятные внешние факторы (неправильная речь окружающих, двуязычие, недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье). Раннее освоение грамоты по методикам слогового чтения без этапа звукобуквенного анализа. Леворукость (особенно переученная).
Ребёнок с речевыми нарушениями Несформированность психических функций Зрительный анализ и синтез Пространствен- ныe представления Слухо- произносительной дифференциации звуков речи Фонематичес- кий, слоговой анализ и синтез Лексико- грамматичес- кий строй речи Трудности с обобщением предметов по существенном у признаку Снижение уровня слуховой кратковремен- ной памяти Представление о предметах окружающей среды
Основные задачи профилактической работы 1. Раннее выявление предрасположенности к дислексии (нарушение чтения), дисграфии (нарушение письма) 2. Формирование функционального базиса навыков чтения, письма 3. Выбор адекватных методов обучения грамоте 4. Формирование мотивации
Базовые направления в профилактике нарушений письменной речи Развитие сенсорных функций и психомоторики Развитие межанализаторного взаимодействия Развитие психических функций Функции планирования и контроля
1.Развитие сенсорных функций и психомоторики Зрительное и слуховое восприятие Зрительные и слуховые дифференцировки Пространственные представления Кинетическая и кинестетическая организация движений Конструктивный праксис Условно-двигательные реакции Графоизобразительные способности
2. Развитие межанализаторного взаимодействия Слуходвигательные, слухо-кинестетические, зрительно-двигательные, слухозрительные связи Использование полисенсорных методов Способность запоминать и воспроизводить пространственную и временную последовательность стимулов, действий, символов
3. Развитие психических функций Зрительное и слуховое внимание Зрительное и слуховое, кинестетическое восприятие Память Мыслительные операции сравнения, сопоставления, классификации, символизации, анализа и синтеза, абстрагирования, обобщения Речь: языковой анализ и синтез, лексико-грамматическое и фонетическое оформление, связная речь.
4. Функции планирования и контроля Навыки планирования деятельности Самоконтроля и самокоррекции
Профилактика нарушений чтения и письма ПСИХОЛОГРОДИТЕЛИ ЛОГОПЕД ВОСПИТАТЕЛЬ