Талант Микеланджело необычайно многогранен. Он был известен современникам как скульптор и архитектор, живописец и поэт. Д. да Вольтерра. Бюст Микеланджело Буонарроти
Среди многочисленных его талантов дар скульптора всегда оставался основным. Микеланджело. Мадонна у лестницы, ок. 1490
Его живопись необычайно скульптурна, почти рельефна. Микеланджело. Святое семейство, фрагмент ок
Его архитектурные сооружения наполнены скульптурой. Микеланджело. Гробница папы Юлия II,
Даже его поэзия скульптурно объемна и выразительна. Он зрел картины божьего суда, Он побывал в чистилище и, зная, Дорогу в рай, достиг при жизни рая, Чтоб молвить правду, воротясь сюда. Зачем. Зачем горит его звезда И над моим гнездом, не угасая, Когда на свете нет такого края, Где злее бы была к нему вражда? О Данте речь. Его могучей лире Неблагодарный не внимал народ: Издревле слава недостойных – шире. Когда б достиг я Дантовых высот, И я бы счастью в этом злобном мире Его печальный предпочел исход.
Учился он в мастерской Д. Гирландайо. Очень рано познакомился с работами античных мастеров, Джотто, Донателло, Мазаччо. Д. Гирландайо. Поклонение пастухов, фрагмент 1485
Уже в ранних работах Микеланджело видны пластическая мощь, внутренний драматизм образов. Микеланджело. Битва кентавров, ок
Для выявления внутренней силы образа, скрытой до времени в каменной глыбе, скульптору потребовалась новая техника ваяния.
Этот метод, названный впоследствии «методом ванны», требует от скульптора необычайно точного видения будущего произведения в каменной глыбе.
Ощущая надвигающееся барокко, Микеланджело упорно осваивает передачу в скульптуре движения. Микеланджело. Давид-Аполлон, 1530
Преувеличено спиральное движение выявляет глубокий душевный конфликт. Микеланджело. Победа, ок
Момент зарождения движения – это внезапно возникшее стремление, которое только угадывается в мимике лица. Микеланджело. Давид,
Сама же фигура пока еще спокойна. Микеланджело. Давид,
Движение подавленное ведет во внутренний мир персонажа. Микеланджело. Пленные рабы, для гробницы папы Юлдия II
Микеланджело. Пьета, Иногда внутреннее волнение неподвижных фигур передается с помощью складок ткани.
Символические образы гробницы Медичи в церкви Сан Лоренцо во Флоренции словно схвачены скульптором в момент оживания камня.
Утро
День
Вечер
Ночь
Поэт Дж. Строцци, увидев скульптуру Ночи, написал Микеланджело стихотворное послание, которое завершалось словами: Скульптор ответил ему знаменитым четверостишием: «Молчи, прошу, не смей меня будить. О, в этот век, преступный и постыдный, Не жить, не чувствовать – удел завидный… Отрадно спать, отрадней камнем быть». «Она из камня, но в ней есть дыханье: Лишь разбуди – она заговорит».
Роспись Сикстинской капеллы в годах в Ватикане явилась естественным продолжением поисков скульптора в области живописи.
Вся композиция росписи необычайно торжественна, словно гимн библейской истории творения.
Скульптурно пластична лепка фигур росписи. Ноев ковчег
Как и в скульптурах, Микеланджело передает внутреннее напряжение в движении фигур. Отделение света от тьмы Оживление Адама
Рельефному восприятию росписи не мешают приглушенные, мягкие цвета. Ливийская сивилла
Как финальный аккорд звучит фреска «Страшный суд». Это размышление о тщете человеческой жизни.
В центре фрески – фигура судящего Христа.
В поздний период творчества Микеланджело обращается к архитектуре. Микеланджело. Порта Пиа, Рим, начата в 1562
В его постройках заметна повышенная пластичность, динамизм и напряженность масс. Микеланджело. Библиотека Лауренцианы, Флоренция
Используя карнизы, окна, наличники, порталы, Микеланджело управляет светотенью. Микеланджело. Купол собора св. Петра, Рим, с 1546
Наряду с пластически свободными, он не боится применять и строгие формы. Не случайно архитекторы и барокко, и классицизма будут потом выводить свое творчество от Микеланджело. Микеланджело. Библиотека Лауренцианы, читальный зал,
Микеланджело принадлежит и один из первых ренессансных единых городских ансамблей. Микеланджело. Площадь Капитолия, Рим, с 1546