4. Человек как духовное существо
Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, мотивом и смыслом жизни и деятельности которой становятся не личные потребности, а высшие человеческие ценности. Духовными ориентирами личности являются идеалы ценности, мораль, мировоззрение.
Мораль- это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов. «Золотое правило» нравственности, Конфуций Нормы морали. Какие? Категорический императив И. Канта
Право и мораль Общее: 1.Обусловлены интересами общества. 2.Существуют в виде норм. 3.Регулируются обществом. 4.Активно направляют поведение людей. Различия: 1.Мораль возникла раньше, чем право. 2.Общественное воздействие в случае с моралью и государственное принуждение в случае с правом. 3.Оценивается поведение человека в первом случае и поведение правонарушителя – во втором. 4.Совокупность нравственных норм (мораль) и юридических норм (право).
Функции морали: 1.регулирующая поведение; 2.ориентирующая в системе ценностей; 3.воспитательная - формирующая общепринятые нормы морали; 4.коммуникативная – обеспечивающая взаимодействие и взаимопонимание; 5.аксиологическая (оценочная).
Идеал- это совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке. Ценности – основа нравственности, самое дорогое и святое для человека и общества. Носят биполярный характер (добро – зло, храбрость – трусость, честность – обман, милосердие – жестокость и т.д.) Ценности: политические (многопартийность, демократия, разделение властей…), правовые (справедливость законов, презумпция невиновности…), религиозные (вера, заповеди…), нравственные (совесть, честь, добро, милосердие…), художественные ( великие произведения литературы …, профессиональные (квалификация, категория…).
Мировоззрение- это целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества. Типы мировоззрения: обыденное (житейское) религиозное научное
Классификация типов мировоззрения: Обыденное Религиозное Научное Возникает в процессе Его основой являют- Опирается на личной практической ся религиозные учения, достижения нау- деятельности челове- содержащиеся в памят- ки, включает в ка, опирается на никах мировой духовной себя научную жизненный опыт. Его культуры, как Библия, картину мира. называют житейским Коран, Талмуд, священ- мировоззрением. ные книги буддистов и др.
Функции мировоззрения: 1. давать человеку ориентиры жизни и деятельности; 2. помогать формулировать цели; 3. формировать ценностные ориентиры людей.
РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ Из творческого наследия русского философа С.Н.Булгакова. В человеке непрестанно борются два начала, из которых одно влечёт его к активной деятельности духа, к работе духовной во имя идеала…а другое стремится парализовать эту деятельность, заглушить высшие потребности духа, сделать существование плотским, скудным и низменным. Это второе начало и есть истинное мещанство; мещанин сидит в каждом человеке, всегда готов наложить на него свою омертвляющую руку, как только слабеет его духовная энергия. В борьбе с самим собой, включающей борьбу и с внешним миром, и состоит нравственная жизнь, имеющая поэтому своим условием этот коренной дуализм нашего существования, борьбу двух душ, которые живут в одном теле не только у Фауста, но и у всякого человека…