Кафедра социальной психологии
Слух это информация, удовлетворяющая какую-то психическую потребность людей, неудовлетворенную иными способами. Неудовлетворенность и ожидание получить удовлетворение выступают в качестве мотива для восприятия и воспроизведения услышанного. Слухи – вид информации, появляющийся спонтанно в силу информационного вакуума среди определенных слоев населения, либо специально кем-то распространяемой для воздействия на общественное сознание. Слухи это форма искаженной (трансформированной) информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Кафедра социальной психологии
Основными причинами возникновения и распространения слухов являются: отсутствие информации о явлениях и событиях, волнующих людей. В результате люди оказываются в состоянии постоянной тревожности, и слухи становятся инструментом либо снижения этой тревожности, либо, наоборот, ее усиления; -компенсация эмоциональной недостаточности. Рассказывая о том или ином событии, человек получает удовлетворение от реакций слушателей. Кафедра социальной психологии
Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции: - с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой стимулируют эту потребность; - в большой степени снимают или, по меньшей мере, снижают неопределенность относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной; - Кафедра социальной психологии
- слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться; - социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсрочено могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание, однако в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку ч го-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение. - В соответствии с информационной характеристикой слухи условно можно подразделить на четыре типа: 1) абсолютно недостоверные слухи; 2) недостоверные слухи с элементами правдоподобия; 3) правдоподобные слухи и 4) достоверные слухи с элементами неправдоподобия. Кафедра социальной психологии
Заключение Слухи это форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-психологической нестабильности. Слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значимыми для них социальными объектами. Они возникают в условиях неопределенности, когда информация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым порождает неопределенность. Особое внимание следует уделять мерам по пресечению слухов после прекращения массовых беспорядков. Во любом случае важно, чтобы информация, подаваемая населению, была доказательна и логична, обоснованна и доступна, конкретна и документальна, эмоциональна и, по возможности, соответствовала ожиданиям граждан. Кафедра социальной психологии