Выполнила: уч. биологии Андреева Ю.В. Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей 29
Ц ЕЛЬ : Ц ЕЛЬ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНИКА НА УРОКЕ БИОЛОГИИ - ЯВЛЯЕТСЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ К САМООБРАЗОВАНИЮ ПУТЕМ УМЕНИЯ РАБОТЫ С УЧЕБНИКОМ И ПЕРЕНОСУ ЭТИХ УМЕНИЙ НА ЛЮБУЮ ДРУГУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ПУТЕМ ВОСПИТАНИЯ ПРИ ЭТОМ ПОТРЕБНОСТИ В ЗНАНИЯХ И ЖЕЛАНИИ ПРИМЕНЯТЬ ИХ НА ПРАКТИКЕ, И ВЫРАЖАТЬ ЗНАНИЯ ЧЕРЕЗ ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ, ОБЩЕСТВУ.
Систему использования учебника на уроках биологии считаем открытой, потому что начатое в начальных классах формирование приемов работы с учебником продолжается в 6 классе, но на более высоком уровне, а затем сформированные до умений приемы переносятся учащимися на новое содержание учебного предмета биологии следующих классов, где они пользуются ими в самообразовательной деятельности.
Используя эффективную методику обучения по системному использованию учебника на уроках биологии, можно улучшить учебно - воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий умений и отношений к природе и обществу, а также выработать у них приемы приобщения к самообразованию. Используя эффективную методику обучения по системному использованию учебника на уроках биологии, можно улучшить учебно - воспитательный процесс, то есть увеличить самостоятельность учащихся в приобретении знаний, развитий умений и отношений к природе и обществу, а также выработать у них приемы приобщения к самообразованию.
Осуществление реализации основных функций учебника (обучающую, воспитывающую и развивающую) и способность формировать у учащихся биологические знания, учебные умения и позитивное отношение к природе; Направленность на развитие самостоятельности в добывании знаний; Обеспечение тесной связи между умственной и конкретной практической учебной деятельностью; Приобщение учащихся к самообразованию.
Уровни организации работы с учебной литературы 1 уровень. Поисково- репродуктивная работа А) комментированное чтение Б)ответы на вопросы к параграфу Этот способ работы с учебником способствует закреплению изученного материала, помогает вырабатывать навыки и умения краткого ответа, позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению учащихся, может быть использован для выставления дополнительных оценок на уроке( при проведении письменных работ) В) заполнение таблиц Этот метод способствует развитию умений краткости изложения и отбора необходимой информации. Г) работа с терминами Предполагает найти и выписать новые термины и определения к ним, суметь записать терминологический текст, вставить в текст пропущенные термины, заполнить таблицу Д) составление схем( кратких и развернутых ( метод «паука») Е) составление опорных конспектов- для помощи в изложении учебного материала Ж) составление плана к тексту параграфа
2.Сравнительно- аналитическая работа с учебником А) задания по работе с иллюстрациями учебниками В значительной мере помогают осмыслить и повторить изучаемый материал. Б) сравнительный анализ т данных таблиц или схем. В) « Пометки на полях» Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что – не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы. Г) Метод « Фишбоун» Проблема причина причина Вывод факты факты
3уровень. Творческая работа с учебной литературой А) составление вопросов творческого характера - установление соответствий. - задания на отражение последовательности событий. Б) составление рассказа с биологическими ошибками Требует хорошего знания теоретического материала, умения работы с текстом учебника, способствует развитию речи и творческих способностей. В) составления текстов с пропущенными словами Этот способ развивает мыслительную и речевую деятельность учащихся, удобен для дифференциального обучения. Г) составление различного вида тестовых заданий - с выбором одного варианта ответа. - на установление соответствий Д) составление кроссвордов, ребусов, загадок- способствует проявлению интеллектуальных и творческих способностей учащихся
Осознание учащимися целей самостоятельной работы с учебником ведет к самообразованию, которое является частью непрерывного образования, а оно, в свою очередь, имеет цель обеспечить каждому человеку творческое обновление, развитие и совершенствование как личности, субъекта деятельности на протяжении всей жизни.
2. Удачное сочетание учебника, учебных пособий и электронных информационных носителей, выход в Интернет позволяет: мотивировать ученика к активной учебной деятельности; обеспечить вариативное повторение понятийного аппарата, включая его в разные темы курсов разных вариантах; формировать большинство учебных навыков, вплоть до творческих; организовать учебную деятельность ученика.