Подготовила ученица 10 С - Э Блиева Карина
Лао - цзы ( Старый Младенец, Мудрый Старец ; кит. упр., пиньинь : L ǎ o Z ǐ, VI век до н. э.), древнекитайский философ VIV веков до н. э., которому приписывается авторство классического даосского философского трактата « Дао Дэ Цзин ». В рамках современной исторической науки историчность Лао - цзы подвергается сомнению, тем не менее в научной литературе он часто всё равно определяется как основоположник даосизма. В религиозно - философском учении большинства даосских школ Лао - цзы традиционно почитается как божество один из Трёх Чистых
Уже в раннем даосизме Лао - цзы становится фигурой легендарной и начинается процесс его обожествления. Легенды повествуют о его чудесном рождении. Его первым именем было Ли Эр. Слова « Лао - цзы », означающие « старый философ » или « старый ребёнок », впервые произнесла его мать, когда разродилась сыном под сливовым деревом. Мать носила его в утробе несколько десятков лет ( по легенде 81 год ), и на свет он появился из её бедра. У новорожденного были седые волосы, отчего он напоминал старика. Увидев такое чудо, мать была несказанно удивлена. Многие современные исследователи ставят под сомнение сам факт существования Лао - цзы. Некоторые предполагают, что он мог быть старшим современником Конфуция, о котором в отличие от Конфуция в источниках нет достоверных сведений ни исторического, ни биографического характера. Есть даже версия, что Лао - цзы и Конфуций это одно лицо. Существуют предположения, что Лао - цзы мог быть автором Дао Дэ Цзина, если он жил в IVIII вв. до н. э.
Также рассматривается следующий вариант биографии : Лао - цзы полулегендарный китайский мыслитель, основатель философии даосизма. По преданию, родился в 604 г. до нашей эры, эта дата принята в хронологии всемирной истории, принятой в современной Японии. Этот же год указывает и известный современный синолог Франсуа Жульен. Однако историчность его личности не подтверждается в других источниках и в силу этого вызывает сомнения. В его краткой биографии сказано, что он был историографом - архивариусом при императорском дворе и прожил 160 или даже 200 лет Самый известный вариант биографии Лао - цзы описывается китайским историком Сыма Цянем в его труде « Исторические повествования ». По его словам, Лао - цзы родился в селении Цюйжэнь, волости Ли, уезда Ку, в царстве Чу на юге Китая. Большую часть своей жизни он служил хранителем императорского архива и библиотекарем в государственной библиотеке во времена династии Чжоу. Факт, говорящий о его высокой образованности. В 517 году произошла знаменитая встреча с Конфуцием. Лао - цзы тогда сказал ему : « Оставь, о друг, свое высокомерие, разные стремления и мифические планы : всё это не имеет никакой цены для твоего собственного я. Больше мне нечего тебе сказать !». Конфуций отошёл и сказал своим ученикам : « Я знаю, как птицы могут летать, рыбы плавать, дичина бегать … Но как дракон устремляется по ветру и облакам и подымается в небеса, я не постигаю. Ныне я узрел Лао - Цзы и думаю, что он подобен дракону ». В преклонном возрасте он отправился из страны на запад. Когда он достиг пограничной заставы, то её начальник Инь Си попросил Лао - цзы рассказать ему о своём учении. Лао - цзы выполнил его просьбу, написав текст Дао Дэ Цзин ( Канон Пути и его Благой Силы ). После чего он ушёл, и неизвестно как и где он умер. По другой легенде Мастер Лао - цзы пришёл в Китай из Индии, отбросив свою историю, он предстал перед китайцами совершенно чистым, без своего прошлого, как будто заново рождённым.
Центральной идеей философии Лао - цзы была идея двух первоначал Дао и Дэ. Основная статья : Дао Слово « Дао » на китайском языке буквально означает « путь »; одна из важнейших категорий китайской философии. Однако в даосской философской системе оно получило гораздо более широкоеметафизическое содержание. Лао - цзы использует слово « Дао » с особой осмотрительностью, ибо « Дао » бессловесно, безымянно, бесформенно и недвижимо. Никто, даже Лао - цзы не может дать определения « Дао ». Он не может дать определение « Дао », поскольку знать, что ты не знаешь ( всего ), есть величие. Не знать, что ты не знаешь ( всего ), есть болезнь. Слово « Дао » это просто звук, сорвавшийся с губ Лао - цзы. Он не выдумал его просто сказал наугад. Но когда появится понимание, слова исчезнут в них уже не будет необходимости. « Дао » означает не только путь, но и суть вещей и тотального бытия вселенной. « Дао » всеобщий Закон и Абсолют. Само понятие « дао » можно толковать и материалистически : « Дао » это природа, объективный мир. Основная статья : Дэ Одним из сложнейших в китайской традиции выступает понятие « Дэ ». С одной стороны, « Дэ » есть то, что питает « Дао », делает его возможным ( вариант из противоположности : « Дао » питает « Дэ », « Дао » безгранично, « Дэ » определено ). Это некая универсальная сила, принцип, с помощью которого « Дао » как путь вещей, может состояться. Это также метод, с помощью которого можно практиковать и соответствовать « Дао ». « Дэ » принцип, способ бытия. Это и возможность правильного накопления « жизненной энергии » Ци. « Дэ » искусство правильно распорядиться « жизненной энергией », правильное поведение. Но « Дэ » не мораль в узком понимании. « Дэ » выходит за рамки здравого смысла, побуждая человека высвобождать жизненную силу из пут повседневности. К понятию « Дэ » близко даосское учение об У - вэй, недеянии.
Непостижимое Дэ это то, что наполняет форму вещей, но происходит оно из Дао. Дао это то, что движет вещами, путь его загадочен и непостижим. … Тот, кто в делах следует Дао, … очищающий свой дух, вступает в союз с силой Дэ.
Развитие Вселенной происходит в соответствии с определенными образцами и принципами, которые невозможно определить чётко. Можно однако назвать их хотя это не совсем точно « Дао ». Что касается « Дэ », то к ней нельзя стремиться, она возникает спонтанно, естественно. « Дэ » проявляется как всеобщая закономерность раскрытого, проявленного мира, как закон Вселенской Гармонии. Лучшим способом реализации « Дао » во внешнем мире является принцип У - вэй непреднамеренной активности. Инь и ян Не следует стремиться к чрезмерной образованности, повышению эрудиции или изощренности напротив, следует вернуться к состоянию « необработанного дерева », или к состоянию « младенца ». Все противоположности неразделимы, комплементарны, взаимодействуют друг с другом. Это относится и к таким противоположностям, как жизнь и смерть. Смерть это завершение жизни, являющееся одновременно и началом другой жизни. А конец « смерти », является началом другой « жизни ». Дело не в словах, понятиях, а в том какое им каждый придает значение. Так же как вход с одной стороны это то, что является выходом с противоположной. В древнеримской мифологии аналогией этого является Янус, двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца. Жизнь это « мягкое » и « гибкое ». Смерть это « жёсткое » и « твёрдое ». Лучший принцип разрешения проблем в соответствии с « Дао » это отказ от агрессии, уступка. Это не следует понимать как призыв к сдаче и подчинению нужно стремиться овладеть ситуацией, прилагая как можно меньше усилий. Наличие в обществе жестких нормативных этических систем например, конфуцианства свидетельствует о том, что в нём есть проблемы, которые такая система только усиливает, будучи не в силах их разрешить. Главная добродетель воздержание. Идеи близки учению Адвайты недвойственности
КУЛЬТ ЛАО - ЦЗЫ ЛАО - ЦЗЫ ОБ ИСТИНЕ Процесс обожествления Лао - цзы начинает складываться в даосизме, по всей видимости, ещё в конце III начале II век до н. э., но полностью оно оформилось только в эпоху династии Хань ко II веку н. э. В 165 г. император Хуань - ди повелел совершить жертвоприношение ему на родине Лао - цзы в уезде Ку, а через год приказал совершить и в своём дворце. Создатель ведущей даосской школы небесных наставников Чжан Даолин сообщил о явлении в мир в 142 году божественного Лао - цзы, передавшего ему свои чудодейственные возможности. Лидеры этой школы составили собственный комментарий к трактату « Дао дэ цзин », получивший название « Сян Эр чжу », и учредили поклонение Лао - цзы в созданном ими в конце II начале III в. теократическом государстве в провинции Сычуань. В эпоху Шести династий ( годы ) Лао - цзы стал почитаться как один из Трёх Чистых ( англ.) русск. ( сань цин ) высших божеств даосского пантеона. Особый размах поклонение Лао - цзы приобрело при династии Тан ( годы ), императоры этой династии почитали его своим предком, возводили ему святилища и наделяли высокими званиями и титулами. « Высказанная вслух истина перестаёт быть таковой, ибо уже утратила первичную связь с моментом истинности ». « Знающий не говорит, говорящий не знает ». Из имеющихся письменных источников ясно, что Лао - цзы был мистиком и квиетистом в современном понимании, преподававшим совершенно неофициальную доктрину, полагавшуюся исключительно на внутреннее созерцание. Человек обретает истину путем освобождения от всего ложного в самом себе. Мистическое переживание завершает поиски реальности. Лао - цзы писал : « Есть Бесконечное Существо, которое было прежде Неба и Земли. Как оно невозмутимо, как спокойно ! Оно живёт в одиночестве и не меняется. Оно движет всем, но не волнуется. Мы можем считать его вселенской Матерью. Я не знаю его имени. Я называю его Дао ».
Конфуцианство ( кит. Трад., упр., пиньинь : Rúxué, палл.: Жусюэ ) этико - философское учение, разработанное Конфуцием ( до н. э.) и развитое его последователями, вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство является мировоззрением, общественной тикой, политической идеологией, научной традицией, образом жизни, иногда рассматривается как философия, иногда как религия. В Китае это учение известно под названием или ( то есть « школа учёных », « школа учёных книжников » или « школа образованных людей »); « конфуцианство » это западный термин, который не имеет эквивалента в китайском языке. Конфуцианство возникло как этико - социально - политическое учение в период Чуньцю (722 до н. э. 481 до н. э.) время глубоких социальных и политических потрясений в Китае. В эпоху династии Ханьконфуцианство стало официальной государственной идеологией, конфуцианские нормы и ценности стали общепризнанными. В императорском Китае конфуцианство играло роль основной религии, принципа организации государства и общества свыше двух тысяч лет в почти неизменном виде, вплоть до начала XX века, когда учение было заменено на « три народных принципа » Китайской Республики. Уже после провозглашения КНР, в эпоху Мао Цзэдуна, конфуцианство порицалось как учение, стоящее на пути к прогрессу. Исследователи отмечают, что несмотря на официальные гонения, конфуцианство фактически присутствовало в теоретических положениях и в практике принятия решений на протяжении как маоистскойэры, так и переходного периода и времени реформ, проводимых под руководствомДэн Сяопина. Ведущие конфуцианские философы остались в КНР и были принуждены « покаяться в своих заблуждениях » и официально признать себя марксистами, хотя фактически писали о том же, чем занимались до революции. Лишь в конце х культ Конфуция начал возрождаться и в настоящее время конфуцианство играет важную роль в духовной жизни Китая ( см. ниже ). Центральными проблемами, которые рассматривает конфуцианство, являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д. ( см. ниже ) Формально в конфуцианстве никогда не было института церкви, но по своей значимости, степени проникновения в душу и воспитания сознания народа, воздействию на формирование стереотипа поведения, оно успешно выполняло роль религии
История конфуцианства неотделима от истории Китая. На протяжении тысячелетий это учение было системообразующим для китайской системы управления государством и обществом и в своей поздней модификации, известной под названием « неоконфуцианства », окончательно сформировало то, что принято именовать традиционной культурой Китая. До соприкосновения с западными державами и западной цивилизацией Китай был страной, где господствовала конфуцианская идеология. Тем не менее выделение конфуцианства в качестве самостоятельной идеологической системы и соответствующей школы связывается с деятельностью конкретного человека, который за пределами Китая известен под именем Конфуций. Это имя возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке передали сочетание Кун ), хотя чаще используется имя (K ǒ ngz ǐ ) с тем же значением « Учитель [ из рода / по фамилии ] Кун ». Подлинное его имя Цю (Qiū), дословно « Холм », второе имя Чжун - ни ( Zhòngní), то есть « Второй из глины ». В древних источниках это имя приводится как указание на место его рождения : в пещере в недрах глиняного священного холма, куда его родители совершали паломничество. Произошло это в 551 году до н. э. близ современного города Цюйфу ( кит. упр., пиньинь : Qūfù ) в провинции Шаньдун. После смерти Конфуция его многочисленные ученики и последователи образовали множество направлений, в III веке до н. э. их было, вероятно, около десяти. Хань Фэй ( ум. 233 г. до н. э.) впервые в ранней литературе называет 8 направлений, о некоторых из которых сохранилось очень мало сведений ( см. zh: ). В поздние эпохи духовными наследниками Конфуция считаются два мыслителя : Мэн Кэ ( Мэн - цзы ) и Сюнь Куан ( Сюнь - цзы ), авторы трактатов « Мэн - цзы » и « Сюнь - цзы ». Конфуцианству, превратившемуся в авторитетную политическую и идейную силу, пришлось выдержать жестокую конкурентную борьбу с другими авторитетными политико - философскими школами Древнего Китая : моизмом ( кит. упр., пиньинь : mòjiā ) и легизмом ( кит. упр., пиньинь : f ǎ jiā ). Учение последней стало официальной идеологией первой китайской империи Цинь ( годы до н. э.). Император - объединитель Цинь Шихуанди ( правил в годы до н. э.) в 213 году до н. э. развернул жестокие репрессии против конфуцианцев. Значительная часть учёных - конфуцианцев была отстранена от политической и интеллектуальной деятельности, а 460 оппозиционеров были закопаны живьём, были уничтожены тексты конфуцианских книг. Те, что дошли до наших дней, были восстановлены по устной передаче уже во II веке до н. э. Этот период в развитии конфуцианства именуется ранним конфуцианством. Выдержав жестокую конкурентную борьбу, конфуцианство при новой династии Хань (206 г. до н. э. 220 г. н. э.) во III веках до н. э. стало официальной идеологией империи. В этот период произошли качественные изменения в развитии конфуцианства : учение разделилось на ортодоксальное ( « Школа канона древних знаков ») и неортодоксальное ( « Школа канона современных знаков »). Представители первого утверждали незыблемость авторитета Конфуция и его учеников, абсолютную значимость их идей и непреложность заветов, отрицали любые попытки ревизии наследия Учителя. Представители второго направления, возглавляемые « Конфуцием эпохи Хань » Дун Чжуншу ( годы до н. э.), настаивали на творческом подходе к древним учениям. Дун Чжуншу удалось, используя учения конкурирующих интеллектуальных школ, создать целостную доктрину, охватывающую все проявления природы и общества, и обосновать с её помощью теорию общественно - государственного устройства, которая была заложена Конфуцием и Мэн - цзы. Учение Дун Чжуншу в западном китаеведении именуется классическим конфуцианством. Учение Конфуция в его интерпретации превратилось во всеобъемлющую мировоззренческую систему, поэтому стало официальной идеологией централизованного государства.
В период Хань конфуцианство определило всю современную политико - культурную ситуацию в Китае. В 125 г. до н. э. была учреждена Государственная академия ( или ), объединившая функции центрального гуманитарного теоретического центра и учебного заведения. Так появилась знаменитая система экзаменов кэцзюй, по результатам которой присваивалась тогда степень « придворного эрудита » ( bóshì). Однако теория государства тогда гораздо больше опиралась на даосские и легистские идеи. Окончательно конфуцианство стало официальной идеологией империи гораздо позднее, при императоре Мин - ди ( Míngdì, правил в гг.). Это повлекло за собой складывание конфуцианского канона : унификацию древних текстов, составление списка канонических книг, которые использовались в системе экзаменов, и создание культа Конфуция с оформлением соответствующих церемоний. Первый храм Конфуция был воздвигнут в VI в., а наиболее почитаемый был сооружён в 1017 г. на месте рождения Учителя. Он включает в себя копию семейного дома Кунов, знаменитый холм и культовый ансамбль. Канонический образ Конфуция густобородого старца, сложился ещё позднее. В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (, гг.) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё б ó льшее влияние в государстве приобретала новая буддийская религия ( fójiào), ставшая важным фактором в политической и экономической жизни. Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй ( Hán Yù, гг.). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань ( англ.) русск. полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством. В XIX в. китайской цивилизации пришлось пережить значительный по масштабам духовный кризис, последствия которого не преодолены по сей день. Связано это было с колониальной и культурной экспансией западных держав. Результатом её стал распад имперского общества, и мучительный поиск китайским народом нового места в мире. Конфуцианцам, не желавшим поступаться традиционными ценностями, пришлось изыскивать пути синтеза традиционной китайской мысли с достижениями европейской философии и культуры. В результате, по мнению китайского исследователя Ван Бансюна ( ), после войн и революций, на рубеже XIXXX вв. сложились следующие направления в развитии китайской мысли : Консервативное, опирающееся на конфуцианскую традицию, и ориентирующееся на Японию. Представители : Кан Ювэй, Лян Цичао, Янь Фу (, ), Лю Шипэй (, ). Либерально - западническое, отрицающее конфуцианские ценности, ориентирующееся на США. Представители Ху Ши (, ) и У Чжихуй (, ). Радикально - марксистское, русификаторское, также отрицающее конфуцианские ценности. Представители Чэнь Дусю (, ) и Ли Дачжао (, ). Социально - политический идеализм, или суньятсенизм ( или ). Представители : Сунь Ятсен (, ), Чан Кайши (, ), Чэнь Лифу (, ). Социально - культурологический идеализм, или современное неоконфуцианство ( dāngdài xīn rújiào).
Конфуцианская традиция представлена обширным рядом первоисточников, которые позволяют реконструировать собственно учение, а также выявить способы функционирования традиции в различных формах жизни китайской цивилизации. Конфуцианский канон складывался постепенно и распадается на два набора текстов : « Пятикнижие » и « Четверокнижие ». Второй набор окончательно стал каноническим уже в рамках неоконфуцианства в XII веке. Иногда эти тексты рассматриваются в комплексе ( Sìshū Wŭjīng). С конца XII века стало публиковаться и « Тринадцатикнижие » ( shísānjīng). Термин « Пять канонов » (« Пятиканоние ») появился в правление ханьского императора У - ди (, гг. до н. э.). К тому времени большинство аутентичных текстов было утрачено, а реконструированные по устной передаче тексты были записаны « уставным письмом » ( lìshū), введённым Цинь Шихуанди. Особое значение для школы Дун Чжун - шу, полагающей эти тексты каноническими, приобрёл комментарий (zu ǒ shì zhuán) к летописи (Chūnqiū). Считалось, что её текст содержит множество аллегорий, а комментарий акцентирует « великий смысл » ( dàyì) и помогает выявить « сокровенные речи » ( wēiyán) с точки зрения конфуцианской морально - политической доктрины. Школа Дун Чжун - шу также широко пользовалась апокрифами ( wěishū) для гадания по текстам канонов. В I в. до н. э. ситуация резко изменилась, ибо конкурирующая школа канона древних знаков ( g ǔ wén jīngxué) заявила, что аутентичными являются тексты, написанные древними знаками, которые якобы обнаружены при реставрации дома Конфуция замурованными в стене ( bìjīng, « Каноны из стены »). На канонизации этих текстов настаивал Кун Ань - го ( ), потомок Конфуция, но получил отказ. В 8 г. на престол империи взошёл узурпатор Ван Ман (, 8 23 гг.), провозгласивший Новую династию ( дословно : ). В целях легитимации собственной власти он стал присуждать звание эрудита ( ) знатокам « канонов древних знаков ». Эта школа оперировала понятием (liùjīng), то есть « Шестиканоние », в состав которых входили тексты « Пяти канонов » плюс утраченный ещё в древности « Канон музыки » ( yuè jīng). Тексты, записанные старыми и новыми знаками, резко отличались друг от друга не только в текстологическом отношении ( различная разбивка на главы, состав, содержание ), но и с точки зрения идеологии. Школа канонов древних знаков числила своим основателем не Конфуция, а основателя династии Чжоу Чжоу - гуна ( ). Считалось, что Конфуций был историком и учителем, который добросовестно передавал древнюю традицию, не добавляя от себя ничего. Вновь соперничество школ старых и новых знаков вспыхнет в XVIII в. на совершенно иной идеологической основе.
Даосизм ( кит. упр., пиньинь : dàojiào ) учение о дао или « пути вещей », китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Обыкновенно различаются даосизм как определенный стиль философской критики ( дао цзя ) и даосизм как совокупность духовных практик ( дао цзяо ), но это деление достаточно условно. Под дао цзя подразумевают преимущественно доциньский даосизм, связываемый с текстами, авторство которых приписывается Лао - цзы и Чжуан - цзы.
Даосизм в стабильной религиозной организации сформировался только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V III веках до н. э. уже имелась развитая традиция, подготовившая энементы учения, активно используемые в Средние века Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других « варварских » государств на юге Китая, учение о бессмертии и магические практики, развившиеся в царстве Ци и философская традициясеверного Китая. Философские сочинения, относящиеся к даосизму, начинаются с эпохи Борющихся Царств ( Чжаньго ) в V век до н. э., практически одновременно с учением Конфуция. Традиция считает основоположником даосизма легендарного Жёлтого Императора Хуанди. Несколько более достоверным основателем даосизма считается древнекитайский мудрец Лао - цзы. Даосской традицией ему приписывается авторство одной из основных книг даосизма « Дао Дэ Цзин ». Этот трактат явился ядром, вокруг которого стало формироваться учение даосизма. Еще одним знаменитым текстом раннего даосизма является « Чжуан - цзы », автором которого является Чжуан Чжоу ( гг. до н. э.), известный под именем Чжуан - цзы, в честь которого и названо его произведение. В начале II века н. э. фигура Лао - цзы обожествляется, разрабатывается сложная иерархия божеств и демонов, возникает культ, в котором центральное место занимают гадание и обряды, « изгоняющие » злых духов. Пантеон даосизма возглавил Яшмовый владыка ( Шан - ди ), который почитался как бог неба, высшее божество и отец императоров (« сынов неба »). За ним следовали Лао - цзы и творец мира Пань - гу
Оформление религиозного даосизма произошло во время поздней династии Хань : Чжан Даолин (34 156) основал в провинции Сычуань школу Пять Ковшей Риса ( позже - Небесных Наставников ) и стал её первым патриархом. Во второй половине II века предпосылкой популярности даосизма стало Восстание Жёлтых повязок : Третий Небесный наставник Чжан Лу смог получить в управление территорию Ханьчжун ( пров. Шэньси ), примыкающую к горам провинцииСычуань, которая стала первым даосским теократическим государством. Даосское государство потерпело поражение от Цао Цао в 215 и прекратило своё существование, тем не менее Цао Цао даровал наставнику привилегии и привлёк ко двору, отчего школа распространилась по широкой территории, в том числе на севере Китая. В эпоху Шести династий школа стала известна как Школа Небесных Наставников. Позднее появились другие даосские школы. Важную роль в развитии даосизма сыграли школы Маошань ( она же Шанцин ) и Линбао. В литературе ( включая китайскую ) нередко обсуждается возможность заимствований положений даосизма из индийской философии, или наоборот, перенесения даосизма в Индию и основание там буддизма. Указывается также сходство с китайской философией индийской концепции безликого Абсолюта, эманация которого сотворила видимый феноменальный мир и слиться с которым ( уйти от феноменального мира ) было целью брахманов. Этот вопрос неоднократно ставился в различных даосских школах. Однако детальное исследование отвергает гипотезу прямого заимствования. Лао - цзы не мог принести в Индию философию, с которой там были знакомы не менее чем за пятьсот лет до его рождения. В своей конкретной практической деятельности даосизм в Китае мало чем напоминал практику брахманизма. На китайской почве рационализм одолевал любую мистику, оттеснял её на периферию общественного сознания, где она только и могла сохраняться. Так случилось и с даосизмом. Хотя в даосском трактате « Чжуан - цзы » (IVIII вв. до н. э.) говорится о том, что жизнь и смерть понятия относительные, акцент сделан на жизнь и то, как её следует организовать. Мистические идеалы в этом трактате, выражавшиеся, в частности, в упоминаниях о фантастическом долголетии (800, 1200 лет ) и бессмертии, которых могут достичь праведные отшельники, приблизившиеся к Дао, сыграли немаловажную роль в трансформации философского даосизма в даосизм религиозный. В этом его основное расхождение с большинством религий : стремление к бессмертию у даосов заменяет стремление к раю у последователей других верований.
Даосизм почти никогда не был официальной религией скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников. Но в недрах даосизма регулярно рождались новые идеи, которые вдохновляли учёных, политиков, писателей. Крестьянские бунты в Китае и восстания со свержением династий зарождались тоже в недрах даосизма. [ Даосизм в дальнейшем разделился на два течения : школы Сунь Цзяня и Инь Вэня, с одной стороны и школа Чжуан Чжоу с другой. В эпоху Шести династий Школа Небесных Наставников распространилась по всему Китаю, однако другие школы приобретали популярность, и влияние Небесных Наставников ослабевало. Школа была расколота, появились также Северные Небесные Наставники а потом и Южные Небесные Наставники. Параллельно набирали силу школы Шанцин ( делающая упор на визуализациях и контактом с небожителями ) и Линбао ( обращающая внимание на медитации, испытавшая влияние буддизма ). Позднее, в танскую эпоху Школа Небесных Наставнико была поссоздана как Школа Истинного Единого ( Чжэнъи ), получив особые императорские привилегии, в эпоху Сун школа Чжэнъи получила императорские привилегии и было признано её главенство над Шанцин и Линбао, а в 1304 году монгольские власти подтвердили статус школы, и заметно ослабевшие Шанцин и Линбао были поглощены и прекратили самостоятельное существование. Ван Чунъян (XII век ) и его ученики основали школу Цюаньчжэнь монастырского даосизма, которая получила распространение преимущественно на севере Китая. Таким образом в послемонгольскую эпоху даосизм стал представляться двумя основными школами - Школа Истинного Единого на юге и Цюаньчжэнь на севере.
При Цинах даосы в очередной раз были обвинены китайскими ревнителями строгой классики в подрыве традиционных ценностей, результатом чего якобы и явилось завоевание страны « варварами ». Эти ученые призывали отбросить даосизм и буддизм как окончательно скомпрометировавшие себя лжеучения и вернуться к собственным философским истокам, что в итоге выливается в литературно - общественное течение, получившее наименование хань сюэ, то есть « ханьская наука », под которой в данном случае подразумевалось классическое конфуцианство. Во время Тайпинского восстания (1850) даосские монастыри подвергаются разорению, которое вожди восставших объясняют необходимостью « борьбы с суевериями ». Даосская литература изгоняется из библиотечных собраний с таким рвением, что к началу XX в. « Дао цзан » остается едва ли не в единственном экземпляре. Вплоть до Синьхайской революции (1911), да и позже ученые - традиционалисты не устают подвергать даосскую философию суровой критике как чрезмерно « созерцательную », парализующую волю к борьбе, подрывающую общественную нравственность и моральные устои государства. Эпохи терпимого и даже благожелательного отношения власти к даосскому умозрению сменялись периодами гонений вплоть до новейших времен. В е гг. практика преследования сторонников даосизма была возрождена деятелями « культурной революции ». К концу х гг. эксцессы в отношении культурного наследия в основном прекратились, хотя относительная реабилитация даосизма и даосской философии ( наряду с конфуцианством и буддизмом ) началась только со времени официального провозглашения курса реформ (1978) Дэн Сяопина. На Тайване даосизм сохранил свое влияние и традиционные институты до наших дней. В КНР в настоящее время наиболее известным современным центром даосизма остается монастырь Байюньсы в Пекине. Философствование в даосском стиле в современном Китае продолжается, по традиции, преимущественно в эссеистической литературе и поэзии философского жанра.
Конфуций ( кит., пиньинь : K ǒ ngz ǐ, палл.: Кун - цзы, реже кит., пиньинь : K ǒ ngfūz ǐ, палл.: Кун Фу - цзы, латинизировано как Confucius ; собственные имена Кун Цю и Кун Чжунни. ок. 551 до н. э., близ Цюйфу 479 до н. э., Цюйфу ) древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Настоящее имя Кун Цю ( K ǒ ng Qiū), но в литературе часто именуется Кун - цзы, Кун Фу - Цзы (« учитель Кун ») или просто Цзы « Учитель ». Уже в возрасте немногим более 20 лет он прославился как первый профессиональный педагог Поднебесной. До победы легизма школа Конфуция была только одним из многих направлений в интеллектуальной жизни Воюющих Царств, в период, известный под названием Сто школ. И только после падения Цинь возрождённое конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, который сохранился до начала XX в., лишь временно уступая место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвеличиванию фигуры Конфуция и даже её включению в религиозный пантеон.
Конфуций был потомком знатного рода Кун. Его родословная, очень хорошо изученная китайскими средневековыми авторами, восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь - вана, по имени Вэй - цзы, пожалованного за верность и доблесть уделом ( царством ) Сун и полагающимся в таком случае титулом чжу хуй. Однако на протяжении поколений род Конфуция утратил былое влияние и обеднел ; одному из его предков по имени Му Цзинфу пришлось бежать из родного княжества и обосноваться на чужбине, в царстве Лу Конфуций был сыном 63- летнего чиновника Шулян Хэ ( Shū Liáng-hé) и семнадцатилетней наложницы по имени Янь Чжэнцзай ( Yán Zhēng-zài). Отец будущего философа скончался, когда сыну его исполнилось всего полтора года. Отношения между матерью Конфуция Янь Чжэнцзай и двумя старшими женами были напряженными, причиной чего был гнев старшей жены, которая так и не смогла родить сына, что очень важно для китайцев того периода. Вторая жена, родившая Шулян Хэ слабого, болезненного мальчика ( которого назвали Бо Ни ), тоже недолюбливала молодую наложницу. Поэтому мать Конфуция вместе с сыном покинула дом, в котором он родился, и вернулась на родину, в г. Цюйфу, но к родителям не вернулась и стала жить самостоятельно. С раннего детства Конфуций много работал, поскольку маленькая семья жила в бедности. Однако его мать, Янь Чжэнцзай, вознося молитвы предкам ( это было необходимой частью культа предков, повсеместного в Китае ), рассказывала сыну о великих деяниях его отца и других пращуров. Так у Конфуция крепло осознание того, что ему необходимо занять достойное его рода место, поэтому он начал заниматься самообразованием, в первую очередь - изучать необходимые каждому аристократу Китая того времени искусства. Усердное обучение принесло свои плоды и Конфуция назначили сначала распорядителем амбаров ( чиновником, ответственным за прием и выдачу зерна ) в клане Цзи царства Лу ( Восточный Китай, современная провинция Шаньдун ), а потом чиновником, отвечающим за скот. Будущему философу тогда исполнилось - по оценкам разных исследователей - от 20 до 25 лет, он уже был женат ( с 19 лет ) и имел сына ( по имени Ли, известного также под прозвищем Бо Юй ) Это было время заката империи Чжоу, когда власть императора стала номинальной, разрушалось патриархальное общество и на место родовой знати пришли правители отдельных царств, окружённые незнатными чиновниками. Крушение древних устоев семейно - кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа всё это вызывало резкую критику ревнителей старины. Осознав невозможность повлиять на политику государства, Конфуций подал в отставку и отправился в сопровождении учеников в путешествие по Китаю, во время которого он пытался донести свои идеи правителям различных областей. В возрасте около 60 лет Конфуций вернулся домой и провёл последние годы жизни, обучая новых учеников, а также систематизируя литературное наследие прошлого Ши - цзин ( Книга Песен ), И цзин ( Книга Перемен ) и др. Ученики Конфуция по материалам высказываний и бесед учителя составили книгу « Лунь Юй » (« Беседы и суждения »), которая стала особо почитаемой книгой конфуцианства ( среди многих подробностей из жизни Конфуция там вспоминается Бо Юй, его сын также называемый Ли ; остальные детали биографии сосредоточены большей частью в « Исторических записках » Сыма Цяня ). Из классических книг произведением Конфуция несомненно можно считать только Чуньцю (« Весна и Осень », летопись удела Лу с 722 по 481 г. до н. э.); затем весьма вероятно, что он редактировал Ши - цзин (« Книга стихотворений »). Хотя число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в дествительности мы можем насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников ; любимейшим из них был Янь - юань. Другими близкими его учениками были Цзэн - цзы и Ю Жо