Физические и химические явления Физические и химические явления Цель урока: На основе анализа предложенных опытов сформулировать понятия физического и химического явления. На основе анализа предложенных опытов сформулировать понятия физического и химического явления. Определить признаки протекания химических реакций на основе демонстрационного эксперимента и жизненных наблюдений. Определить признаки протекания химических реакций на основе демонстрационного эксперимента и жизненных наблюдений. Научиться отличать физические и химические явления в быту и жизни. Научиться отличать физические и химические явления в быту и жизни.
1. Что происходит с водой на морозе? 2. Что происходит при ее нагревании? 3. Что происходит, если оставить железный предмет в сыром месте? В окружающем нас мире происходят различные явления : В окружающем нас мире происходят различные явления : испарение воды ее замерзание испарение воды ее замерзание разрушение горных пород производство красителей разрушение горных пород производство красителей она замерзает она превращается в пар поржавеет
Опыт 1. Разотрем кусочек сахара в фарфоровой ступке. Какие изменения наблюдаются после растирания кусочка сахара? Какие изменения наблюдаются после растирания кусочка сахара? Что можно сказать об остальных свойствах? Что можно сказать об остальных свойствах? Как вы думаете, образовалось ли новое вещество с новыми свойствами? Как вы думаете, образовалось ли новое вещество с новыми свойствами? Свойства сахара До опыта После опыта Агрегатное состояние Форма Цвет Растворимость в воде вкус Новое вещество не образовалось, изменилась только форма твердое Кристаллики сахара бесцветный хорошая сладкий твердое Сахарная пудра (порошок) бесцветный хорошая сладкий
Опыт 2 Нагреем на огне стеклянную трубочку Какие изменения произошли со стеклянной трубочкой? Какие изменения произошли со стеклянной трубочкой? На основании своих наблюдений сделайте вывод, получилось ли новое вещество с новыми свойствами? На основании своих наблюдений сделайте вывод, получилось ли новое вещество с новыми свойствами? Свойства стеклянной трубочки До опытаПосле опыта Агрегатное состояние форма цвет Растворимость в воде хрупкость твердое прямаяизогнутая бесцветная Не растворяется хрупкая Изменилась только форма, остальные свойства не изменились, новое вещество с новыми свойствами не образовалось
Опыт3. Сделаем из сахара карамель, а для этого нагреем сахар в пробирке. Какие изменения произошли с сахаром? Какие изменения произошли с сахаром? Можно ли получившееся вещество назвать сахаром? Можно ли получившееся вещество назвать сахаром? Получилось ли новое вещество с новыми свойствами? Получилось ли новое вещество с новыми свойствами? Свойства сахараДо опытаПосле опыта цвет растворимость запах вкус бесцветныйкоричневый хорошаяплохая нетЖженого сахара сладкийгорьковатый Свойства получившегося вещества сильно отличаются от свойств сахара, следовательно получилось новое вещество с новыми свойствами.
Опыт 4 Нагреем кусочек магниевой ленты в пламени спиртовки. Какие изменения произошли с магниевой лентой? Какие изменения произошли с магниевой лентой? Получилось ли новое вещество с новыми свойствами? Получилось ли новое вещество с новыми свойствами? Свойства магниевой ленты До опыта После опыта Цвет Ковкость Электропроводность Серебристый серый есть белый Нет, рассыпается в порошок нет Первоначальные свойства вещества изменились. Образовалось новое вещество с новыми свойствами.
Явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие, Явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие, а обычно изменяется агрегатное (физическое) состояние или форма, называют физическим явлением. а обычно изменяется агрегатное (физическое) состояние или форма, называют физическим явлением. Явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества с новыми свойствами, называют химическими. Явления, при которых из одних веществ образуются другие вещества с новыми свойствами, называют химическими. Химические явления называют химическими реакциями. Химические явления называют химическими реакциями.
Чем физические явления отличаются от химических явлений? Чем физические явления отличаются от химических явлений? Какие явления, из перечисленных, относятся к физическим, а какие к химическим: Какие явления, из перечисленных, относятся к физическим, а какие к химическим: зимой на окне мороз рисует узоры, зимой на окне мороз рисует узоры, из стекла делают посуду, из стекла делают посуду, кислород поддерживает горение свечи, кислород поддерживает горение свечи, очистка природной воды от примесей очистка природной воды от примесей путем фильтрации, путем фильтрации, пожелтение осенью листвы, пожелтение осенью листвы, притягивание железа магнитом, притягивание железа магнитом,
засахаривание варения засахаривание варения выпадение дождя выпадение дождя почернение серебряных предметов почернение серебряных предметов скисание молока скисание молока выветривание горных пород выветривание горных пород приготовление пищи на огне приготовление пищи на огне
О каком явлении физическом или химическом говорится в русской О каком явлении физическом или химическом говорится в русской пословице «Вода камень точит». пословице «Вода камень точит». Пожар – это явление физическое Пожар – это явление физическое или химическое? или химическое? Какие признаки химического Какие признаки химического явления при этом можно наблюдать? явления при этом можно наблюдать? Скисание теста – это какое явление? Скисание теста – это какое явление? По каким признакам можно По каким признакам можно судить об этом явлении? судить об этом явлении?
изменение цвета; выделение газа; появление запаха; образование осадка; выделение тепла и света
? Прочитайте текст-рассуждение и сформулируйте, какие условия необходимы для протекания химических реакций? Задание:
соприкосновение веществ; измельчение веществ; нагревание веществ до определенной температуры; иногда присутствие веществ, ускоряющих протекание химической реакции