Жизнь и творчество М.Ю Лермонтова Годы жизни ( ) ( )
По материнской линииПо материнской линии М. Лермонтов происходил из известного в России и богатого дворянского рода Столыпиных.М. Лермонтов происходил из известного в России и богатого дворянского рода Столыпиных. Портрет Марии Михайловны Лермонтовой
По мужской линии род Лермонтовых (отец поэта Юрий Петрович Лермонтов, капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губ.) ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 г. Лермонт перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и в 1621 г. за хорошую службу царю получил грамоту на владение землей в Галическом у. Костромской губ. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором колене принявшие Православие. Находясь на службе у польского короля, в 1613 г. Лермонт перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и в 1621 г. за хорошую службу царю получил грамоту на владение землей в Галическом у. Костромской губ. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором колене принявшие Православие.
Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) родная сестраБабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) родная сестра Д. А. Столыпина, внук которого - Председатель кабинета министров П. А. Столыпин - приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову.
Варвара Лопухина Варвара Александровна Лопухина, Варенька, младшая сестра друга Алексея, - одна из самых глубоких сердечных привязанностей М.Ю.Лермонтова. Поэт встретился с ней в 1831г. в близкой ему семье Лопухиных.
В селе Тарханы Пензенской губернии, имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом. Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.
В вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма "Странный человек" - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), которую он задумывал так: "Комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". Убедившись, что "Маскарад" не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман - "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта.
Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в "Современнике" в 1837.
«Смерть Поэта» Погиб поэт!- невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор, И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… - он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок….
Из воспоминаний современников… В сущности он был, если хотите, добрый малый: покутить, повеселиться во всем этом он не отставал от товарищей; но у него не было ни малейшего добродушия, и ему непременно нужна была жертва, без этого он не мог быть покоен, и, выбрав ее, он уже беспощадно преследовал ее. Он непременно должен был закончить так трагически: не Мартынов, так кто-нибудь другой убил бы его.
Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами, тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился. Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова,- одаренного живописца.
В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода. Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму "Тамбовская казначейша", вскоре опубликованную в "Современнике". В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Из записок В. Белинского «Я взошел к нему и сконфузился, по обыкновению. Думаю себе: ну зачем меня принесла к нему нелегкая?.. Но разговор наш как-то неожиданно завязался... Я смотрел на него и не верил ни глазам, ни ушам своим. Лицо его приняло натуральное выражение, он был в эту минуту самим собою... В словах его было столько истины, глубины и простоты! Я в первый раз видел настоящего Лермонтова, каким я всегда желал его видеть. Боже мой! Сколько эстетического чутья в этом человеке! Какая нежная и тонкая поэтическая душа в нем!.. А ведь чудак! Он, я думаю, раскаивается, что допустил себя хоть на минуту быть самим собою, я уверен в этом …»
Памятник на месте дуэли Лермонтова Дуэль состоялась между Лермонтовым и Мартыновым 15 июля 1841 года между шестью и семью часами вечера. Ввиду стремительно наступавших из-за гор грозовых туч секунданты поторопились избрать местом поединка небольшую поляну у дороги.
Первый в России памятник М. Ю. Лермонтову расположен в Пятигорске. Открыт 16 августа 1889 года за счёт народных пожертвований. Бронзовая статуя отлита в Санкт- Петербурге, а гранит для постамента завезён из Крыма.
Белел вдали Эльбрус. Тело великого русского поэта принял скалистый Машук, по склонам которого он взбирался некогда мальчиком…Но эта могила оказалась временной: бабушка выхлопотала разрешение перевезти прах внука в Тарханы. Гроб установлен в фамильном склепе.