Лирика А.А.Фета
Лирика А. А. Фета занимает особое место среди шедевров русской литературы. И это не удивительно - Афанасий Афанасьевич Фет был новатором своего времени в области стиха, обладал особым, неповторимым даром тончайшего лирика. Его поэтическая манера письма, «фетовский почерк», придали его поэзии неповторимое очарование и прелесть. Фет был новатором во многих отношениях. Он раскрепощал слово, не заковывал его в рамки традиционных норм, а творил, стремясь выразить свою душу и чувства, наполняющие ее.
Удивляет то, как изображена природа у Фета. Она настолько очеловечена, что мы часто встречаем «травы в рыдании», «овдовевшую лазурь», «лес проснулся, весь проснулся, веткой каждой». Раскрепощенность фетовского слова выражается еще и в том, что оно всегда тянулось, «тяготело», не только к поэзии, но и к живописи, к музыке. Ярким примером такого письма является стихотворение «Певице»:
Стихотворения этого поэта будят в душе неповторимые чувства. Обладая ассоциативно- метафорическим мышлением, автор доносит до читателя необычные образы, и читатель сам «додумывает» ситуацию, представленную в стихотворении. Это лишь намек на то, о чем хотел сказать автор.
Достоевский восхищенно писал, что стихи Фета «полны такой страстной жизненности, такой тоски, такого значения, что мы ничего не знаем более сильного, более жизненного во всей нашей русской поэзии». А Лев Толстой восклицал в письме 1867 года: «Я свежее и сильнее вас не знаю человека».
Афанасий Афанасьевич Фет является исключительно лириком. Поэзия его проникнута светлым, жизнерадостным настроением, отличается юношеской свежестью и полнотою чувства. Тоска, страдание, внутренний разлад чужды ему, и только тихая, светлая грусть звучит иногда в его стихах. Красота, поэзия и радость жизни – вот постоянный источник вдохновения Фета. Мрачная, трагическая сторона ее, не менее доступная поэтическому восприятию и обработке, остается вне сферы его творчества, и в этом, конечно, заключается его односторонность. Влюбленный, как художник, в красоту жизни, Фет умеет находить ее во всех явлениях действительности, даже самых обыденных.
В своих «мелодиях» Фет отличается именно таким мастерством передать нечто воздушное и неуловимое, подобное радужной бабочке, которую описывает поэт: Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий отпустилась Куда спешу? Здесь на цветок я легкий отпустилась И вот- дышу! Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот, вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу! И вот- дышу! Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот, вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу!
Эта сверкающая бабочка, которой лишь на мгновенье можно полюбоваться, есть образ фетовской лирики настроений. Поэт закрепляет то, что мимолетно, то, что лишь на мгновенье блеснуло и исчезло,- жизнь мгновения он делает содержанием своих строк, за что и прозван «поэтом мгновения». Поэтому его стихотворения являются как бы поэтическими кусочками, осколками жизни, передающими красоту того или иного мгновения жизни («Благовонная ночь, благодатная ночь…», «Звезды», «Спи, еще зарею…», «На стоге сена ночью южной…», «Шепот, робкое дыханье…», «Молчали листья, звезды рдели…» и др.)
В движеньи, в блеске жизни дольной Не сходит свыше благодать: Нельзя в смятенности невольной Красы небесной созерцать. Нельзя с безбрежностью творенья В чаду отыскивать родства, И ночь и мрак уединенья- Единый путь до божества.