Презентацию подготовила: Драницына Светлана ПО-2 Ровеньковский факультет «Анималистический жанр в живописи»
Анималистический жанр Название этого жанра происходит от латинского слова «animal» «животное». К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно- образные характеристики, включая декоративную выразительность или наделение животных присущими людям чертами, поступками и переживаниями (например, басни). Художник-анималист уделяет основное внимание художественно-образной характеристике животного, но при этом с научной точностью передает его анатомическое строение. Он должен сочетать большую любовь и чуткость к природе с наблюдательностью ученого.
Животный мир имел огромное значение в жизни первобытного человека. Древнейшие художники оставили на стенах пещер красочные рисунки оленей, зубров и мамонтов, которые и сегодня поражают достоверностью. В I тысячелетии до н. э. магические фигурки птиц и зверей из глины, металла, кости породили в искусстве скифских племен от Карпат до границ Западного Китая так называемый звериный стиль. В зарождающемся жанре первостепенными объектами живописи были религиозные, сказочно-гротескные образы зверей и птиц. В европейском искусстве были распространены образы из фольклора, разнообразных легенд религиозного характера. Через зверей, птиц и представителей животного мира выражалось восприятие поведенческих характеристик человека. Проводилась своеобразная социальная проекция на животный мир. Изображение с натуры представителей животного мира начали применять художники эпохи возрождения. Различия анималистического жанра остро проявляются в живописи различных временных промежутков деятельности художников, в зависимости от территории, этнической принадлежности.
В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням, аллегорическим и сатирическим произведениям, животное часто «очеловечивается», т. е. наделяется присущими людям чертами, поступками и переживаниями, одевается в костюмы. В русском искусстве сложилась большая группа художников, создавших яркие образы животных: Е. Лансере, П. Клодт, В. Серов, В. Ватагин, И. Ефимов, Е. Чарушин, Е. Рачев, Ю. Васнецов и др..
Известные анималисты И Юаньцзи (около 1000 около 1064) китайский художник, особенно известный за свое мастерство в рисовании обезьян Чжу Чжаньцзи ( ) китайский император и мастер рисования собак и обезьян. Франс Снейдерс ( ) фламандский живописец. Паулюс Поттер ( ) голландский живописец. Давид Конинк ( ) фламандский живописец. Жак Лоран Агассе ( ) швейцарский живописец. Карл Кунтц( ) немецкий живописец и гравер. Эжен Делакруа ( ) французский живописец и график. Филипп Руссо ( ) французский живописец. Йозеф Вольф ( ) немецкий график и живописец. Брайтон Ривьер ( ) английский живописец. Генрих фон Цюгель ( ) немецкий живописец. Василий Ватагин ( ) русский живописец и скульптор. Евгений Чарушин ( ) русский график, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Константин Флёров ( ) русский палеонтолог, график и живописец, доктор наук. Николай Кондаков ( ) русский биолог, иллюстратор, кандидат наук. Рьен Пуртвлиет ( ) голландский художник-иллюстратор. Роберт Бейтман (род. 1930) канадский художник-анималист. И Юаньцзи Чжу Чжаньцзи Франс Снейдерс Паулюс Поттер Давид Конинк Жак Лоран Агассе Карл Кунтц Эжен Делакруа Филипп Руссо Йозеф Вольф Брайтон Ривьер Генрих фон Цюгель Василий Ватагин Евгений Чарушин Константин Флёров Николай Кондаков Рьен Пуртвлиет Роберт Бейтман
В своем стремлении отразить реальный мир во всем многообразии художники европейского Возрождения широко практикуют натурные зарисовки животных, изображения которых встречаются в скульптуре, фресках и станковых картинах. Одним из первых к таким изображениям обратился в XV в. А. Пизанелло, а в XVI в. замечательные по силе и точности рисунки животных создали Леонардо да Винчи и Альбрехт Дюрер.Леонардо да Винчи Альбрехт Дюрер
В Голландии XVII в. изображение животных выделяется в отдельный жанр. Его родоначальники А. Кейп и П. Поттер мастерски показывают домашних животных на фоне ферм и пастбищ. Каждый анималист выбирает себе излюбленный круг тем и образов. В XIX в. выдающийся скульптор А. Л. Бари отразил свое восхищение свободолюбием и своеобразной грацией зверей в динамичных группах хищников. А близкий художникам барбизонской школы К. Труайон писал поэтические пейзажи с коровами и овцами в окружении мирной сельской природы. На рубеже XIX XX вв. швед Б. Лильефорс изображает диких животных в естественных условиях их обитания, французский скульптор Ф. Помпон проявляет интерес к декоративно-пластическим качествам птиц и зверей, а немецкий живописец Ф. Марк в своих произведениях возрождает героику образов диких животных.
Вадим Алексеевич Горбатов Один из ведущих российских художников – анималистов. Тема его творчества – мир животных, охрана природы, охота. Фундаментом его работ является, огромное количество натуральных зарисовок, выполненных непосредственно на природе. Вместе с зоологами, художник работал в заповедниках, нетронутых уголках самых различных географических зонах: от заполярных тундр Сибири и Аляски до пустынь Средней Азии и тропических лесов Индии. Достоверность и выразительность его работ – результат личных впечатлений и большого опыта натурных зарисовок. Вадим Горбатов – член Союза художников России и Союза художников-анималистов Великобритании. Он постоянный участник природоохранных проектов, организуемых голландским фондом «Художники для природы».
Изображение животного Знание анатомии, жизни и повадок животного необходимые условия для создания полноценного образа. Это знание приобретается постепенно, и не следует упускать ни одного случая пополнить его. Рисунок с живой натуры основной способ познания животного. Впечатления, почерпнутые непосредственно из жизни, единственный, ничем не заменимый, подлинно живой материал для дальнейшей творческой работы художника. Знакомство с рисованием животного лучше начать с учебного наброска. Набросок передает самыми общими и скупыми линиями различные позы, моменты движения и пропорции животного, а также отдельные части его. При исполнении наброска не следует обращать внимание на подробности, тушевать тоже не надо. Набросок это самый скорый способ закрепить на бумаге свои первые впечатления от натуры. Линия основной элемент наброска, она должна наноситься на бумагу легко и свободно, сохраняя четкость. Для набросков лучше брать гладкую тонкую бумагу и карандаш средней мягкости. На шероховатой бумаге линия мягкого карандаша разбивается на точки, легче смазывается и теряет свою четкость. Начинающему лучше наносить легкие линии, не черня их : в таком случае можно оставлять неверные линии, не стирая, и заменять их более верными, а по окончании наброска стереть ненужное ; таким образом начинающий привыкает реже пользоваться резинкой и не лохматить напрасно бумагу : не всякая бумага выносит резинку. Для первого знакомства с каким - нибудь зверем или птицей удобно взять средней величины лист бумаги и начать делать наброски с левой верхней стороны, на одном листе по нескольку, следуя изменяющимся позам натуры ( не надо делать их слишком мелкими на листе должно быть набросков пять или шесть ). Не следует во время работы разбрасываться. Выбрав натуру, следует сосредоточиться на ней возможно серьезнее и дольше. Следует стремиться и к красоте линии, и к острому и верному выражению характера изображаемого, т. е. смысловому содержанию наброска.