Реализация принципов Болонского процесса в России: проблемы и перспективы.
Болонский процесс процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы в рамках Болонского соглашения, с целью создания единого европейского пространства высшего образования
Основные цели Болонского процесса увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования способствовать мобильности студентов способствовать мобильности студентов облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников обеспечение высокого качества обучающего процесса обеспечение высокого качества обучающего процесса
Участники Болонского процесса 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия. Исключения: Монако и Сан-Марино 2003 год: Россия присоединилась к Болонскому процессу на берлинской встрече министров образования европейских стран год: в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины год: в Будапеште Казахстан присоединен к Болонской декларации (первое центроазиатское государство)
Ключевые положения: Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора. Введение системы перезачета зачетных единиц (системы кредитов). ECTS (European Credit Transfer System) Введение системы перезачета зачетных единиц (системы кредитов). ECTS (European Credit Transfer System)
Существенно развить мобильность учащихся, мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу. Существенно развить мобильность учащихся, мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу. Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей
Достоинства : Достоинства : 1. расширение доступа к высшему образованию 2. расширение мобильности студентов и преподавателей 3. обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда 4. открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран Недостатки: 1. присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами 2. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует 3. недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса. 4. потеря российской «самобытной» системы образования
ЗАКОН РФ "ОБ ОБРАЗОВАНИИ" от N Изменения, внесенные Федеральным законом от N 242-ФЗ, вступили в силу с 1 августа 2011 года.
Структура закона Закон РФ «Об образовании» включает 6 глав, 58 статей Закон РФ «Об образовании» включает 6 глав, 58 статей
Содержание закона Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.» Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.»
Определение понятия «образование»: Определение понятия «образование»: «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (преамбула) «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (преамбула)
Принципы государственной политики в области образования Статья 2. Статья 2. Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах: 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства; 2) единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;
3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 3) общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; 5) свобода и плюрализм в образовании; 5) свобода и плюрализм в образовании; 6) демократический, государственно- общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений. 6) демократический, государственно- общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.
Понятие системы образования Статья 8 Статья 8 Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: Система образования в Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих: преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований; преемственных образовательных программ различных уровня и направленности, федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований;
сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; сети реализующих их образовательных учреждений и научных организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений и организаций; объединений юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования. объединений юридических лиц, общественных и государственно- общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования.
Образовательные программы 1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств); 1) общеобразовательные (основные и дополнительные, в том числе дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 2) профессиональные (основные и дополнительные); 3) профессиональной подготовки. 3) профессиональной подготовки.
К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 4) среднего (полного) общего образования.
К основным профессиональным относятся программы: К основным профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; 2) среднего профессионального образования, в том числе интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств; 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); 3) высшего профессионального образования (программы бакалавриата, программы подготовки специалиста и программы магистратуры); 4) послевузовского профессионального образования. 4) послевузовского профессионального образования.
Формы получения образования С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. С учетом потребностей и возможностей личности образовательные программы осваиваются в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Использованная литература: Закон РФ «об образовании» от N Закон РФ «об образовании» от N Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой Москва: Оргсервис-2000, ISBN Болонский процесс: проблемы и перспективы / под ред. М.М. Лебедевой Москва: Оргсервис-2000, ISBN Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования : Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (руководитель), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, с. 100 экз. ISBN Диалог организационных культур в создании общеевропейского пространства высшего образования : Реализация принципов Болонского процесса в международных образовательных программах с участием России / С. В. Луков (руководитель), Б. Н. Гайдин, В. А. Гневашева, К. Н. Кислицын, Э. К. Погорский ; Моск. гуманит. ун-т, Ин-т фундамент. и приклад. исследований ; Междунар. акад. наук, Отд. гуманит. наук Рус. секции М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, с. 100 экз. ISBN Иванова В. И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение С Иванова В. И. Реализация Болонских идей в России: нормативные противоречия // Знание. Понимание. Умение С Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» Высшее образование для XXI века. Кислицын К. Н. Болонский процесс как проект для Европы и для России // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение» Высшее образование для XXI века.