С Авторы-составители программы: О.В. Чиндилова, Д.В. Чиндилов
Бюро Президиума РАО на своем заседании 16 ноября 2005 года рассмотрело итоги работы Образовательной системы «Школа 2100»: «…авторскому коллективу «Школа 2100» удалось создать современную личностно ориентированную образовательную систему, которая реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы» 2
Единственная система для массовой школы, прошедшая апробацию в течение 10 лет Самая массовая из развивающих систем образования Единственная система, решившая проблему преемственности и непрерывности: дошкольное образование – начальная школа – средняя школа 3
Образовательная система «Школа 2100» «эффективно реализует идеи развивающего образования непрерывно и преемственно от дошкольной подготовки до окончания общеобразовательной школы» 4
Президиум РАО рекомендовал «…кафедрам педагогики и частных методик педагогических вузов, региональным институтам повышения квалификации кадров и региональным управлениям образования активно использовать успешный опыт Образовательной системы «Школа 2100» в решении задач модернизации российского образования». 5
УМЦ «Школа 2100» – внедрение в практику и подготовка педагогов 6 Единые технологии (технология работы с текстом, проблемно- диалогическая технология) Цель образования – функционально грамотная личность Концепция – Образовательная программа «Школа 2100» (рук. акад. А.А. Леонтьев) Комплект учебников и учебных пособий (дошкольное образование – начальная школа – основная школа)
«Личность, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами». (из ОП) Цель образования в «Школе 2100» – функционально грамотная личность Функционально грамотная личность 7 Человек, умеющий жить среди людей Человек самостоятельный Человек познающий
Принципы непрерывного образования в (разработаны академиком РАО А.А. Леонтьевым) – личностно ориентированные – культурно ориентированные – деятельностно ориентированные 8
Личностно ориентированные принципы Принцип адаптивности Принцип адаптивности Принцип развития Принцип развития Принцип психологической комфортности Принцип психологической комфортности 9
Культурно ориентированные принципы Принцип целостной картины мира Принцип целостной картины мира Принцип целостности содержания образования Принцип целостности содержания образования Принцип систематичности Принцип систематичности Принцип смыслового отношения к миру Принцип смыслового отношения к миру Принцип ориентировочной функции знаний Принцип ориентировочной функции знаний Принцип овладения культурой Принцип овладения культурой 10
Деятельностно ориентированные принципы Принцип обучения деятельности Принцип обучения деятельности Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации Принцип перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоя- тельной деятельности ученика (зона ближайшего развития) Принцип перехода от совместной учебно- познавательной деятельности к самостоя- тельной деятельности ученика (зона ближайшего развития) Принцип опоры на предшествующее развитие Принцип опоры на предшествующее развитие Креативный принцип Креативный принцип 11
рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов Образовательной системы «Школа 2100». 12 Основная цель программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией Образовательной системы «Школа 2100». Отличительная особенность программы в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Программа строится в соответствии с целью и общими принципами Образовательной системы «Школа 2100». Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком. 13
Реализация цели предполагает решение ряда задач: 1.Разработка содержания, обеспечивающего: воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка, развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи), развитие эмоциональной сферы, цельность детского мировоззрения. 2.Формирование опыта практической, познавательной, творческой и др. деятельности. 3.Формирование опыта самопознания. 14
15 Результат всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала гармоничное развитие его личностных качеств осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками овладение основами физической культуры и здорового образа жизни готовность к школьному обучению
3 раздела (по возрастным периодам). Внутри каждого – следующие подразделы: 1.Возрастные особенности детей. 2.Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников. 3.Физическое развитие. 4.Игровая деятельность. 5.Социально-личностное развитие. 6.Учебно-познавательная деятельность: развитие речи и подготовка к обучению грамоте, риторика общения (только в старшей группе), ознакомление с окружающим миром, математическое развитие, информатика (только в старшей группе), введение в художественную литературу, синтез искусств, изобразительная деятельность, конструирование, лепка. 7.Воспитание и развитие личностных качеств. 16
На какого ребенка ориентирована программа «Детский сад 2100»? Информированный 17 Требуется изменение содержания Требуется изменение методики (проблемно- диалогическая технология – дети участвуют в обсуждении) Требуются изменения организации ОП, природосообразных технологий РаскованныйСлабое здоровье
В работе с дошкольниками не могут быть использованы произвольное запоминание и выучивание Знания и умения могут быть присвоены детьми только в результате их постоянного применения Игра – способ применения знаний 18
Дети сами открывают новые знания – проблемно-диалогическая технология Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин) Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин) Открытие нового знания или поиск умения (5–7 мин) Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин) – игра по новым правилам Развивающие задания Итог занятия Знакомые правила игры Мы это не знаем, мы это еще не умеем Знакомство с новыми правилами Знакомые правила игры 19
3) После чтения текста – рефлексивное чтение (через драматизацию, игру). Результат: понимание текста. 20 2) Во время чтения текста – изучающее (медленное, художественное) чтение- слушание. Результат: истолкование текста. 1) До чтения текста – ознакомительное чтение – просмотровое чтение. Результат: включение механизма антиципации (предугадывания)
21 Презумпция правильного ответа – надо изо всех сил искать разумное содержание в высказывании ребенка Ребенок говорит как может, а воспитатель – помогает точно сформулировать На любой хороший творческий вопрос, как и в жизни, может быть более одного правильного ответа
Принцип минимакса учит определять потребность в информации и самостоятельно находить ее. 22 Принцип минимакса Принцип минимакса – ребенок может узнать максимум, но должен (под руководством воспитателя) узнать минимум Решение Дети разные Нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного Надо учиться находить главное Проблемы
23 Младшая и средняя группа по желанию выбирает понравившиеся задания по изученной теме и выполняет их в детском саду в свободное время или дома вместе с родителями Старшая группа учится работать с пособиями на занятиях
Мы не предметники, а воспитатели Главное – не в объеме усвоенных знаний, а в том, чтобы выросли люди, умеющие жить и общаться Воспитательный момент – самое главное на любом занятии. Именно ему должен быть посвящен итог 24
25 1) Преемственность ДОУ и школышколы. 2) Комплект пособийпособий, раскрывающих содержание комплексной программы. 3) Методическая поддержка внедрения и использования. 4) Предшкольная подготовка подготовка.
26 Конец