Павлова Мария Викторовна, преподаватель Истории мировой культуры ГАОУ СПО МО «Московский областной музыкальный колледж имени С.С.Прокофьева»
Пронизана восхищением физической красотой и мудрым устройством человека Родилась на стадионе – скульптурами отмечали победы знаменитых спортсменов Любимый материал – мрамор и известняк, обожженная глина (терракота), часто сочетается позолота и слоновая кость Глаза инкрустированы цветными камнями, скульптуры были ярко раскрашены До нас дошли обломки или фрагменты, либо римские копии.
Этапы развития древнегреческой скульптуры: Архаика Классика Эллинизм
VII - VI в.в. до н.э.
КОРА (от греч. kore девушка) 1) у древних греков культовое имя богини Персефоны. 2) В древнегреческом искусстве статуя прямостоящей девушки в длинных одеждах КУРОС - в искусстве древнегреческой архаики - статуя юноши-атлета (обычно обнаженного)
Скульптуры куросов - Высота статуи до 3 метров - Воплощали идеал мужской красоты, силы и здоровья - Фигура прямостоящего юноши с выставленной вперёд ногой, руки сжаты в кулаки и вытянуты вдоль тела -Лица лишены индивидуальности, «архаическая улыбка» -Выставлялись в общественных местах, вблизи храмов
Скульптуры кор -Воплощали изысканность и утончённость; -Позы однообразны и статичны; -Хитоны и плащи с красивыми узорами из параллельных волнистых линий и каймой по краям; -Волосы завиты в локоны и перехвачены диадемами. -На лице загадочная улыбка
Мосхофор МОСХОФО́Р - "несущий теленка", тип древнегреческой статуи, изображающей пастуха, несущего на плечах тельца. Одеяние Мосхофора было ярко окрашено пурпуром, тело - белым, теленок - голубым цветом. Надпись на базе статуи сообщает, что изображен гражданин Ромб, жертвующий теленка из своего стада на алтарь богини Афины. Таким разом, статуя является портретом, одним из самых ранних в эллинском искусстве. Надпись
Бронзовая статуя Дельфийского возничего (около 470г. До н.э.)
1. Гимн величию и духовной мощи Человека 2. Излюбленный образ – стройный юноша атлетического телосложения 3. Духовный и физический облик гармоничны, нет ничего лишнего, «ничего сверх меры» 4. Переосмысление мифологической темы, прежде всего – красота реального человека 5. Главное завоевание – умение передать естественную и непринужденную позу человека
Рождение Афродиты. Рельеф около 460г. До н.э.
Статуя Посейдона около 460г. До н.э.
Дедал Древний миф рассказывает о Дедале, замечательном мастере, который создавал медные двигающиеся статуи Конечно, никаких самодвижущихся статуй- автоматов мастер не изготавливал. Скорее всего, воображение его современников поразил резкий переход от статичных монолитных скульптур к статуям, изображающим движение: выдвинутая вперед нога, поднятая рука, поворот головы словно оживляли мертвый материал.
Скульптор Мирон. Дискобол (5 в.до н.э.) Первая попытка греческой скульптуры передать ДВИЖЕНИЕ Кульминационный момент – мускулы предельно НАПРЯЖЕНЫ, а лицо – СПОКОЙНО Творчество Мирона дошло до нас только в римских копиях
Скульптор Поликлет (5 век до н. э.) Основа творчества - идеал атлета и гражданина – сочетание физической красоты и одухотворенности Поликлет устанавливает равновесие человеческой фигуры в покое или медленном шаге Идеальные пропорции тела Поликлет описывает в трактате «Канон»
Дорифор - идеальные пропорции человеческого тела : Голова составляет 1/7 часть всего роста, лицо и кисти руки 1/10 часть, ступня – 1/6 часть Копии этой статуи стояли во многих городах, школах, где юноши занимались гимнастическими упражнениями
Фидий Один из крупнейших скульпторов античности Статуя Афины венчала Афинский Акрополь Статуя Зевса входила в Семь чуде Древнего мира
Характерные особенности 1. Взволнованность и напряжённость лиц 2. Вихрь чувств и переживаний в образах 3. Мечтательность образов 4. Гармоническое совершенство и торжественность
IV в. до н.э. 1. Стремились к передаче энергичных действий 2. Передавали чувства и переживания человека: - страсть - грусть - мечтательность - влюблённость - неистовство - отчаяние - страдание - горе Менада. IV в. до н.э.
Скопас ( г.г. до н.э.) Голова раненого воина. Битва греков с амазонками. Деталь рельефа из Галикарнасского Мавзолея.
Пракситель ( г.г. до н.э.) Вошел в историю скульптуры как вдохновенный певец женской красоты. По преданию, Пракситель создал две статуи Афродиты, запечатлев на одной из них богиню одетой, а в другой обнаженной. Афродиту в одеждах приобрели жители острова Коса, а обнаженная была установлена на одной из главных площадей острова Книд.
Голова Александра Македонского около 330-х г.г. до н.э. Геракл, борющийся со львом. Около 330-х гг. до н.э.
Лисипп. «Отдыхающий Гермес». II половина IV в. до н. э.
Леохар «Аполлон Бельведерский» Середина VI в. до н. э.
Ника Самофракийская Начало II в. до н.э. Лувр, Париж В час моего ночного бреда Ты возникаешь пред глазами – Самофракийская Победа С простертыми вперед руками. Спугнув безмолвие ночное, Рождает головокруженье Твоё крылатое, слепое, Неудержимое стремленье. В твоём безумно-светлом взгляде взгляде Смеётся что-то, пламенея, И наши тени мчатся сзади, Поспеть за ними не умея.
Агессандр Венера (Афродита) Милосская около 120 г. до н.э. мрамор
Агессандр. «Гибель Лаокоона и его сыновей». Мрамор. Около 50 г. до н. э.