Профилактика суицида в подростковой среде Презентацию подготовила: педагог- психолог Рожкова Н.Л.
Суицидальное поведение представляет собой аутоагрессивные действия человека, сознательно и преднамеренно направленные на лишение себя жизни из-за столкновения с невыносимыми жизненными обстоятельствами.
Общие черты суицида Общая ЦЕЛЬ всех суицидов – поиск решения, прекращение сознания невыносимой боли Суицид является выходом из затруднений, кризиса или невыносимой ситуации(кофликты, потеря близкого человека, социальная изоляция и т.д.).
Общими суицидальными ЭМОЦИЯМИ является беспомощность и безнадежность. При общении с человеком в душевном смятении с явными суицидальными тенденциями нецелесообразно использовать увещевания, разъяснительные беседы, порицание или оказывать давление: это либо неэффективно, либо даже усиливает суицидальные тенденции. Снижение их интенсивности достигается не прямым воздействием, а путем уменьшения эмоционального напряжения.
Общим ВНУТРЕННИМ ОТНОШЕНИЕМ К СУИЦИДУ является амбивалентность. Человек может одновременно хотеть умереть и желать спасения (и даже планировать его) и вмешательство других.
Общим СОСТОЯНИЕМ ПСИХИКИ является сужение когнитивной сферы. Суицид далеко не всегда является проявлением психоза, невроза или психопатии. Его отличительной особенностью является преходящее сужение сознания и ограничение интеллектуальных возможностей. Сознание становится «туннельным». Варианты выбора поведения, обычно доступные сознанию человека резко ограничиваются.
Особенности суицидального поведения детей и подростков: Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением Наличие взаимосвязи попыток самоубийств детей и подростков с отклоняющимся поведением Депрессивные состояния Депрессивные состояния Реклама Реклама
Предупредительные знаки подросткового суицида: Изменение в привычках, в еде или во сне. Изменение в привычках, в еде или во сне. Наркотическая или алкогольная зависимость, характерная для этого возраста; Наркотическая или алкогольная зависимость, характерная для этого возраста; Заметные резкие изменения поведения, агрессивность, капризность или участие в действиях высокого риска; Заметные резкие изменения поведения, агрессивность, капризность или участие в действиях высокого риска; Яростные реакции, повстанческое поведение, побеги из дома; Яростные реакции, повстанческое поведение, побеги из дома; Скука, трудности в концентрации внимания, снижение успеваемости; Скука, трудности в концентрации внимания, снижение успеваемости; Потеря интереса к развлечениям; Потеря интереса к развлечениям; Непринятие похвал и наград; Непринятие похвал и наград; Прямые высказывания типа: «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше». Прямые высказывания типа: «Я не могу этого выдержать», «Я не хочу жить», «Я хочу умереть и умру», «Нет смысла жить дальше».
Косвенные высказывания типа: «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания. Косвенные высказывания типа: «Ничего, скоро вы отдохнете от меня», «Он очень скоро пожалеет о том, что отверг меня», «Ничего, скоро все это закончится для меня». Конечно, при этом необходимо учитывать контекст высказывания. Странное для окружающих, «прощальное» поведение с людьми. Странное для окружающих, «прощальное» поведение с людьми. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел. Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти. Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти. Проявление признаков депрессии. Проявление признаков депрессии. Угрозы совершить суицид; Угрозы совершить суицид; Внезапное изменение настроения на лучшее после долгой депрессии. Внезапное изменение настроения на лучшее после долгой депрессии.
Когда Вы замечаете подобное поведение, Вы можете: Вызвать ребенка на разговор и просто выслушать; Вызвать ребенка на разговор и просто выслушать; Подталкивать ребенка говорить с вами или другим человеком, которому доверяет; Подталкивать ребенка говорить с вами или другим человеком, которому доверяет; Слушать детские чувства. Не давайте советов и не старайтесь найти простых решений; Слушать детские чувства. Не давайте советов и не старайтесь найти простых решений; Быть честным; Быть честным;
Если слова и поступки ребенка пугают вас, скажите ему об этом. Если Вы переживаете или не знаете, что делать, скажите это. Не будьте «бодрым оптимистом», иначе подросток решит, что вы не придаете значения его страданиям и надеетесь, что все само собой пройдет. Если слова и поступки ребенка пугают вас, скажите ему об этом. Если Вы переживаете или не знаете, что делать, скажите это. Не будьте «бодрым оптимистом», иначе подросток решит, что вы не придаете значения его страданиям и надеетесь, что все само собой пройдет. Дайте понять ребенку, что он не одинок. Дайте понять ребенку, что он не одинок.
Телефоны доверия для подростков: