Объект исследования: социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Предмет исследования: педагогические условия использования наглядности при формировании основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста. Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путём проверить эффективность педагогических условий использования наглядности как средств формирования основ безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста.
Аргументированно сть суждений о способах безопасного поведения Называние источников опасности дома, на улице, в общении людьми Наличие ошибок Развёрну- тость коммента- рия Мотивация выбора решения в ситуации Помощь взрослого Называние мер предосторо жности Точность выбора способа безопасного поведения Полнота знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в опасных ситуациях Характеристика критериев и показателей:
Количественный анализ результатов обследования: Высокий уровень – 0 детей. Средний уровень – 7 детей. Низкий уровень – 3 ребёнка.
Формирование основ безопасного поведения детей среднего дошкольного возраста средствами наглядности Цель формирующего этапа – организовать опытно-экспериментальную работу по формированию основ безопасного поведения у детей среднего дошкольного возраста средствами наглядности.
Перспективный план работы по формированию основ безопасного поведения средствами наглядности Подготовительный этап. Цель: формирование знаний об основах безопасного поведения Дидактические игры Проблемные ситуации Беседа на тему: «Безопасность» Консультации для родителей Чтение литературных произведений Разыгрывание сюжетно ролевых игр Рассматривание плакатов, иллюстраций. Карточки-задания для детей Основной этап. Цель: упражнять в соблюдении правил безопасного поведения. Организованная образовательная деятельность Рассматривание плакатов, иллюстраций. Решение проблемных задач Чтение литературных произведений Творческие задания Дидактические игры Игровые ситуацииРазыгрывание литературных сюжетов
Сюжетно-ролевая игра «Дорожное движение» Дидактическая игра «Азбука дорожного движения» Настольная игра «Опасные предметы»
Педагогические условия: - Выбор иллюстраций изображающих близкий к пониманию детей сюжет, опора на их опыт. - Активное использование демонстрационного и раздаточного материала по теме «Безопасность» в процессе организованной образовательной деятельности. - Подборка литературных произведений с иллюстрациями соответствующей тематики и их размещение в уголке книги. - Использование демонстрационного и раздаточного материала по теме «Безопасность» в процессе организованной образовательной деятельности. - Широкое использование дидактических игр с доступным наглядным содержанием соответствующей тематики.
Сравнительный анализ результатов обследования: Уровень Констатирующий этап Контрольный этап Высокий0 детей2 детей. Средний7 детей7 детей. Низкий3 ребёнка1 ребёнок