Урок по теме: «Индийские касты».
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Планируемые образовательные результаты
Познавательные:Регулятивные: Коммуникативные: Личностные:
– осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; – самостоятельно делать выводы; – структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.– самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; – планировать пути достижения целей; – принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров.– участвовать в диалоге; –слушать и понимать других; – работать в группах.Понимать важность учебы и познание нового, понимают ценности других народов
Основные понятия, изучаемые на уроке:Каста, брахман, отшельник, «неприкасаемые», буддизм.
Вид используемых на уроке средств ИКТ:Проектор, презентация, компьютер.
Предварительное задание: Прочитать §21 Всеобщая история. История Древнего мира, 5 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер. – М.: Просвещение, Подготовить дополнительный материал о Будде и религии буддизма.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. Актуализация знаний
– Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим разговор о Древней Индии. И отправимся в необычное путешествие. На доске вам представлены слова: бог Брахма, жрецы, касты, знатные войны, слуги, земледельцы, неприкасаемые. – Скажите, какое слово объединяет все эти понятия? (Касты) – Поэтому сформулируйте тему нашего урока. (Тема нашего урока «Индийские касты») – Запишите тему урока в тетрадь.
2. Создание проблемной ситуации
– Продолжаем наше путешествие. Итак, давайте представим, что вы живете в Древней Индии, к какой бы касте вы бы хотели принадлежать? (Брахманы. земледельцев, слуг, неприкасаемые, брахманы) Записывается на доске и фиксируется, сколько раз называли те или иные касты. – В ваших ответах меня кое-что удивило, а вас? (Мы часто называли касту – брахманов) – Поэтому, какой можно задать вопрос? Проблема: Почему из представленных каст вы отдали предпочтение именно этой? Проблема записывается на доске.
3. Целеполагания, версии
– Давайте предположим и ответим на вопрос нашей проблемы. Учащиеся: – Брахманы – богатые, знатные, приносили жертвы богам, читали молитвы. – Войны – умеют сражаться, смелые, а остальные касты имели очень мало – – Земледелец имел свой дом, пахали и сеяли. – Неприкасаемые – самые бедные. Учитель: Ребята, а как вы считаете, справедливо ли это? (Нет, поэтому и была создана религия – буддизм.) – Таким образом, мы выделили несколько версий и для того, чтобы ответить на вопрос, мы должны составить план.
4. Планирование
Учащиеся: 1. Миф о происхождении каст. 2. Основные занятия и особенности жизни. 3. Будда – основатель религии буддизм
5. Открытие нового знания
– В Древней Индии мы столкнемся с вами с особым способом деления общества на слои, которые получили название касты. Представители этих групп от рождения получали права и обязанности, профессию и не могли поменять свое положение в обществе. Запишите в тетрадь определение понятия: Касты – замкнутые, наследственные, профессиональные группы людей в индийском обществе.
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания
1. Миф о происхождении каст
Индусские легенды возводят появление каст к богу Брахме, который создал людей из частей своего тела и разделил их на 4 части, каждая из которых имела свои права и обязанности. У вас на столе лежат рабочие листы, в которых вы должны отметить, к какой части тела принадлежала каждая каста. (Приложение 1)Приложение 1)
2. Основные занятия и особенности жизни
Работа по группам. Каждая группа получает одну из каст, через 5-6 минут работы необходимо подвести итоги заполнения таблицы каждой группы.
Название касты
Цвет касты
Основные занятия
Особенности жизни
Брахманы (I группа)
белый
Жертвоприношения, читали заклинания, учили учеников
Жизнь делилась на 3 периода: учение, обзаведение семьёй, отшельничество
Воины (кшатрии) (II группа)
красный
Участвовали в битвах, охотились, состязались в стрельбе из лука
Земледельцы (вайшью) III группа)
желтый
Возделывали поля, работали в мастерских, торговали
Слуги (шудры) (IV группа)
черный
Служить представителям высших каст
Слуга не имел права накапливать имущество и приносить жертвы богам
Неприкасаемые (V группа)
Не принадлежали ни к какой касте.
Учащиеся должны подтвердить правильность заполнения таблицы цитатами из текста.
Задание 3 в рабочем листе – работа с текстом.
Найдите и подчеркните ошибки в тексте ( разбор текста)
3. Будда – основатель религии буддизм
– Как вы считаете, было ли справедливым такое деление людей? (Нет) – Почему же тогда в Древней Индии деление людей на касты воспринималось как нормальное и естественное? Ведь их создал бог, и значит так должно быть вечно! – И все-таки, среди древнеиндийских мудрецов были и такие, которые не придавали большого значения кастовым различиям.
Сообщения о Будде и о религии буддизм
– Я считаю, что Будда – основатель религии буддизма, учил, что главное – личные достоинства человека, а не его происхождение.
– Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную на доске) Чьи версии подтвердились? (Почетной из каст в Индии были брахманы, т.к. во-первых, они были знатными и богатыми, во- вторых, приносили жертвы богам)
7. Рефлексия (итог урока)
Задание 4 Ответить «да» или «нет»
1. Бог, создавший касты в Индии – это Брахма. (Да) 2. Из ступней бога вышла каста воинов. (Нет) 3. Жрецы были самой высшей и главной кастой. (Да) 4. В Древней Индии разрешалось переходить из одной касты в другую. (Нет) 5. Неравенство между кастами казалось индийцам естественным. (Да)
– Как оцените свою работу? Вам на рабочих листах представлены смайлики, раскрасьте тот, который считаете нужным.
8. Домашнее задани: § 22 сообщение о Конфуции.