Романс
Я счастлив тем, что встретил Вас, Неповторимый и прекрасный. И, значит, жил я не напрасно... Благодарю, волшебный мой Романс!
Романс в музыке (исп. romance, от позднелат. romanice, буквально « по-романски », то есть « по-испански » ) вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного; камерное музыкально-поэтическое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.
Своим появлением на свет романс обязан солнечной Испании. Благодаря творчеству странствующих поэтов-певцов в XIIIXIV веках возник, а затем утвердился новый песенный жанр Вокалу обязательно сопутствовал аккомпанемент музыкального инструмента виуэлы или гитары. В Россию романс проник через Францию во второй половине XVIII века, сразу же попав на благоприятную почву расцвета русской поэзии
ТРУБАДУР - средневековый поэт южной Франции, сочинявший стихи на древнеокситанском языке (langue d'oc). Трубадуры были людьми всех слоев общества: феодалы, церковники, горожане. Трубадур воспевает благородную и совершенную даму. Творчество трубадуров свидетельствовало о большой культурной утонченности южной Франции в Средние Века. МИННЕЗИНГЕР - эквивалент трубадура в Германии; миннезингер сочиняет на средневерхненемецком языке. ТРУВЕР - эквивалент трубадура на севере Франции; трувер пишет на лангедойль (северном диалекте французского языка).
Виды русского романса Городской романс. Основными отличительными признаками городского романса с литературной точки зрения являются конкретика в образах, ступенчатая композиция, представление лирического героя о самом себе, как о бывалом человеке, недостижимость объекта любви. С музыкальной точки зрения городской романс отличают гармонический минор Она – генеральская дочь; Он робко в любви объяснился, Она прогнала его прочь. Пошел титулярный советник И пьянствовал с горя всю ночь, И в винном тумане носилась Пред ним генеральская дочь.
Цыганский романс. За основу был взят романс обыкновенный, но в музыку и тексты были добавлены специфически цыганские приёмы и обороты. Темой текста является любовное переживание, от нежности до страсти. Я твоё повторяю имя По ночам во тьме молчаливой Когда собираются звезды К лунному водопою И смутные листья дремлют, Свесившись над тропою. И кажусь я себе в эту пору Пустотой из звуков и боли, Обезумевшими часами, Что о прошлом поют поневоле. Я твоё повторяю имя Этой ночью во тьме молчаливой, И звучит оно так отдаленно, Как ещё никогда не звучало
Жестокий романс. Своеобразие данного жанра и заключается в гармоничном синтезе жанровых принципов баллады, лирической песни, романса. В жестоком романсе можно выделить чуть больше десятка основных сюжетов. Отличаются они друг от друга главным образом причинами трагедии, а выбор концовок и вовсе невелик: убийство, самоубийство, смерть героя от горя либо смертельное горе.
У церкви стояла карета, Там пышная свадьба была, Все гости нарядно одеты, Невеста всех краше была. На ней было белое платье, Венок был приколот из роз, Она на святое распятье Смотрела сквозь радугу слез. Горели венчальные свечи, Невеста стояла бледна, Священнику клятвенны речи Сказать не хотела она. Когда ей священник на палец Надел золотое кольцо, Из глаз ее горькие слезы Ручьем потекли на лицо. Я слышал в толпе говорили: "Жених неприглядный такой, Напрасно девицу сгубили", - И вышел я вслед за толпой. У церкви стояла карета, Там пышная свадьба была, Все гости нарядно одеты, Невеста всех краше была.
Казачий романс. Казачьи авторские песни, на казачью тематику, зародились на Дону. Родоначальником "казачьего романса", считается песня неизвестного автор 19 века "Не для меня придёт весна...". Не для меня придет весна, Не для меня песнь разольется, И сердце радостно забьется В восторге чувств не для меня. Не для меня река, шумя, Брега родные омывает, Плеск кротких волн душу ласкает: Она течет не для меня.
Современные исполнители романсов