Технология разработки образовательных программ
Структура программы Титульный лист ОглавлениеВведение Пояснительная записка Учебно-тематический план Содержание изучаемого курса Методическое обеспечение программы Список литературы Приложения, рецензии.
Полное название органов управления образованием Полное название образовательного учреждения УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ДОД ЦРТ ____________И. О. Заруба «___» __________ 200 г. Дополнительная образовательная программа «Название» Срок реализации ___ лет (года) Возраст детей – с __ лет Автор программы: Фамилия Имя Отчество, должность Город год
Введение 1.Информация о данном виде деятельности, предмете, искусстве; его истории и т.п. (внешняя информация) 2.Вводная характеристика предмета: раскрывает предшествующий опыт преподавания дисциплины, может содержать краткий анализ итогов работы, творческих достижений детей (если обучение ведется не первый год)
Пояснительная записка Обоснование необходимости разработки и внедрения программы - направленность программы, - направленность программы, - актуальность и практическая значимость, - актуальность и практическая значимость, - вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская), - вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская), - новизна программы (для программ, претендующих на авторские), - новизна программы (для программ, претендующих на авторские), - связь программы с уже существующими по данному направлению. - связь программы с уже существующими по данному направлению.
Пояснительная записка Цель и задачи программы Цель и задачи программы проблема цель Основные проблемы дополнительного образования: повышение занятости детей в свободное время; организация полноценного досуга; развитие определенных качеств личности; поддержка и развитие талантов; адаптация в обществе детей с определенными особенностями; физическое развитие и оздоровление детей; ранняя профессиональная ориентация и т.д.
Разновидности целей: Разновидности целей: изменение формирования мировоззрения личности, ее культуры через новую образовательную систему; создание авторской технологии, авторской школы, нравственное воспитание личности, сплочение детского коллектива; создание новой методики обучения, обучение какому-либо виду деятельности; развитие личностных качеств через обучение, организация полноценного досуга; удовлетворение постоянно изменяющихся потребностей и запросов детей; создание возможностей для творческого развития детей; приобщение детей к культурным ценностям; выработка навыков здорового образа жизни; обеспечение гармоничного эстетического и физического развития.
Типы задач Ключевые слова: оказать, отработать, освоить, организовать… ОбучающиеВоспитательныеРазвивающие …развитие познавательного интереса к... …включение в познавательную деятельность …приобретение определенных знаний, умений и навыков… …развитие мотивации к определенному виду деятельности …формирование специальных знаний, умений и навыков… …удовлетворение образовательных потребностей… …формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции… …формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме… …формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни… …воспитание аккуратности, культуры поведения, … …воспитание взаимопонимания, чувства ответственности, … …развитие личностных качеств: активности, самостоятельности, общения… …развитие деловых качеств: самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности… …формирование потребностей в самопознании, саморазвитии… …формирование мотивационно- ценностного отношения к …
Пояснительная записка Отличительные особенности данной программы - ведущие идеи, на которых она базируется, - ведущие идеи, на которых она базируется, - ключевые понятия, - ключевые понятия, - сроки реализации программы; - сроки реализации программы; - этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. - этапы реализации, их обоснование и взаимосвязь. Краткие сведения об участниках образовательного процесса - возраст детей, их психологические особенности; - возраст детей, их психологические особенности; - вид детской группы ( профильная, экспериментальная) и ее состав (постоянный, переменный, разновозрастный и др.); - вид детской группы ( профильная, экспериментальная) и ее состав (постоянный, переменный, разновозрастный и др.); - особенности набора детей (свободный, по конкурсу); - особенности набора детей (свободный, по конкурсу); - количество обучающихся по годам обучения ( обосновать). - количество обучающихся по годам обучения ( обосновать).
Пояснительная записка Формы и режим занятий - Основные формы организации образовательного процесса по программе. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых, практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция). Пояснить чем обусловлен выбор конкретных форм; - Основные формы организации образовательного процесса по программе. Краткое описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых, практических и теоретических; конкретных форм занятий (игра, беседа, поход, экспедиция, экскурсия, конференция). Пояснить чем обусловлен выбор конкретных форм; - общее количество часов в год; - общее количество часов в год; - количество часов и занятий в неделю; - количество часов и занятий в неделю; - периодичность занятий. - периодичность занятий.
Нормы распределения учебного времени Продолжительность занятия Периодичность в неделю Количество часов в неделю Количество часов в год 1 час 2 раза 2 часа 72 часа 2 часа 2 раза 4 часа 144 часа 2 часа 3 раза 6 часов 216 часов 3 часа 2 раза 6 часов 216 часов 3 часа 3 раза 9 часов 324 часа
Пояснительная записка Ожидаемые результаты - сформулировать требования к специальным знаниям и умениям (предметные результаты); - сформулировать требования к специальным знаниям и умениям (предметные результаты); - сформулировать требования к универсальным способам деятельности (метапредметные результаты); - сформулировать требования к универсальным способам деятельности (метапредметные результаты); - перечислить качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся (личностные результаты - система ценностных отношений). - перечислить качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся (личностные результаты - система ценностных отношений). Система отслеживания и оценивания результатов обучения Система отслеживания и оценивания результатов обучения - способы учета знаний, умений; - способы учета знаний, умений; - возможные способы оценки личностных качеств обучающихся; - возможные способы оценки личностных качеств обучающихся; - критерии оценки; - критерии оценки; - формы подведения итогов реализации программы. - формы подведения итогов реализации программы.
Учебно-тематический план (по годам обучения) п/п п/п Наименование разделов и тем Количество учебных часов всеготеорияпрактика Название раздела Название темы
Содержание программы Кратко описать содержание разделов и тем в порядке их представления в учебно- тематическом плане: указать название; перечислить основные содержательные моменты, которые изучаются в рамках данной темы; Указать в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических ). Первая тема - Введение в изучаемый предмет
Методическое обеспечение программы п/п п/п Раздел, тема Форма занятий Приемы и методы организации учебно- воспитатель ного процесса Методический и дидактиче- ский материал Материально- техническое оснащение занятий Форма подве- дения итогов
Дидактическое и методическое обеспечение: Дидактическое и методическое обеспечение: разработки педагога для обеспечения образовательного процесса: планы, конспекты, сценарии и др.; разработки педагога для проведения занятий: схемы, таблицы, раздаточный материал; разработки информационного характера: разнообразный информационный материал, рефераты по темам программы; разработки для организации контроля и определения результативности обучения: тесты, анкеты, вопросники, контрольные упражнения; творческие отчеты по программе: фотоальбомы и т.д.
Список литературы 2 списка: 1. Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса: Нормативные документы Литература по - общей педагогике ; - общей педагогике ; - методике данного вида деятельности и воспитания; - методике данного вида деятельности и воспитания; - дидактике; - дидактике; - общей и возрастной психологии; - общей и возрастной психологии; - теории и истории выбранного вида деятельности; - теории и истории выбранного вида деятельности; - опубликованные учебные пособия; - опубликованные учебные пособия; - перечень видео- и аудиозаписей и др. - перечень видео- и аудиозаписей и др. 2. Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данной программе