Урок ИЗО 5 класс
Наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, и защититься от злых. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками. Из отдельных элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
Выразительно слово древнего заговора, отражающего мироощущение предков: Умываюсь медвяною росою, Утираюсь солнцем, Облекаюсь облаками, Опоясываюсь звездами. Умываюсь медвяною росою, Утираюсь солнцем, Облекаюсь облаками, Опоясываюсь звездами.
Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней можно найти в разных видах народного искусства.
Землю изображали в виде ромбов, четырехугольников, квадратов, влажную в виде волнистой линии Семена изображали в виде точек. Семена – точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента. Растения – в виде «галочки, «галочки на палочке»
Конь был столь же необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Солнце принимало образ коня, а конь как бы приобретал животворящую силу солнца. Густых кудрей откинув волны, Закинув голову назад, Бросает Сирин счастья полный, Блаженств нездешних полный взгляд.
Образ женщины в древности олицетворял и богиню весны и мать- землю, и мать природы. Называют этот образ по-разному: великая богиня земли, плодородия, мать-сыра земля, Макошь, что означает мать хорошего урожая. Этот образ переходит в древо жизни – то из тела женщины бегут молодые побеги, то голова ее украшена венком из цветов, то в руках она держит птиц или солнце.
В народных представлениях оно было символом растительных сил земли, вечно живой, процветающей природы. Его изображение символизировало счастливое продолжение рода.
1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь – над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура. 2) Красный – огонь, (и солнце – как небесный огонь), кровь (жизненная сила). 3) Зелёный – растительность, жизнь. 4) Чёрный – земля. 5) Золотой – солнце. 6) Синий – небо, воды. 7) Фиолетовый, цвет связывающий нас с высшими силами.
Изобразить на выбор чашу-календарь или узор из разных символов, с которыми вы познакомились на этом уроке. Изобразить на выбор чашу-календарь или узор из разных символов, с которыми вы познакомились на этом уроке.
1.Соколова Т.М. Орнамент – почерк истории. - Л.: Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений/Н.А. Горяева, О.В. Островская, под ред. Б.М. Неменского. – 9-е изд. – М.: Просвещение,