ДИCГРАФИЯ и ДИЗОРФОГРАФИЯ Возникновение, проявление и возможные пути предупреждения.
Разграничение понятий : дисграфия и дизорфография. Согласно современной классификации, разработанной в ЛГПИ им.Герцена у учащихся выделяют следующие виды дисграфий: - артикуляторно – аккустическая дисграфия; -акустическая дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания; -дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза; -аграмматическая дисграфия; -оптическая дисграфия; -идеаторная дисграфия; -дисграфия на почве истерии.
Артикуляторно-акустическая дисграфия. Представляет собой отражение неправильного произношения на письме. Проявляется в виде пропусков, замены и смешения букв, соответствующие звуки которых пропускаются, заменяются и/ или смешиваются в устной речи ребенка.
Акустическая дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания. Проявляется на письме заменой букв, соответствующих фонетически близким звукам. В устной речи аналогичная замена отсутствует. Типы замен и смешений: - замена и смешение парных звонких и глухих согласных (имеют место как оглушения, так и озвончения) б - п, в - ф, г – к, д - т, з - с, ж – ш - замена и смешение свистящих и шипящих: с – ш. з – ж, ч – щ. ц – с - замена и смешение аффрикат и компонентов, входящих в их состав: ч – ть - замена и смешение гласных первого и второго ряда при обозначении мягкости согласных: а– я, о – е, у – ю, э – е. ы – и - пропуски, замена, смешение при обозначении мягкости согласных с помощью мягкого знака (в конце и середине слова): день – ден, коньки – конки
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Проявляется как на уровне слова, так и на уровне предложения. На уровне слов: - пропуски гласных букв; - пропуски согласных букв ; - пропуски согласных букв при их стечении; -перестановки букв; - добавления букв; - пропуски, добавления, перестановки слогов. На уровне предложения: - слитное написание слов в предложении; - неверное обозначение границ предложения; - слитное написание предлогов с существительными и прилагательными.
Аграмматическая дисграфия. Обусловлена недостаточностью лексико-грамматических и синтаксических обобщений. Проявляется на уровне слов, словосочетаний, предложений и текста. -- искажение морфологической структуры слова: - ( львята – львенки, пришивать пуговицу – зашивать пуговицу); -- изменение падежных окончаний имен существительных: - (много чего: ухов, лобов, окнов, стулов); -- нарушение предложно- падежных отношений: - (Мальчик пришел от дома.); -- изменение падежа местоимений: - (около него – около ним); -- нарушение согласования и управления: - (Первая сентября.).
Оптическая дисграфия. Обусловлена нарушениями оптико-пространственного гнозиса и конструктивного мышления. Представляет собой замены и смешения оптически сходных букв, различающихся расположением элементов в пространстве и количестве одинаковых элементов: о – а, п – т, с – э, и – у, б – д. м – л ;
Идеаторная дисграфия. Следствие выраженного дисбаланса между основными процессами торможения и возбуждения. Отличается отсутствием стабильных ошибок: - при преобладании процесса возбуждения над торможением с трудом высиживают урок, постоянно отвлекаются на незначительные раздражители. В связи с этим фрагментарно включаются в работу и поэтому редко справляются с ее выполнением. - при преобладании процесса торможения над процессом возбуждения наблюдается обратная картина, Ребенок пассивен, заторможен и думает о своем, смотрит в одну точку. Работает только под контролем, при ослаблении контроля работать перестает. К концу урока не может вспомнить темы урока. В обоих случаях допускаются самые разнообразные ошибки, а в некоторых случаях письмо вообще не читаемо.
Дисграфия на почве истерии. Гиперболизированный тип идеаторной дисграфии при значительном преобладании процессов возбуждения над процессами торможения. Характеризуется следующими видами ошибок: - пропуски букв как гласных, так и согласных; - ошибочное написание слов с неизученными орфограммами ( даже когда учитель обращает особое внимание на написание этих слов: медленное чтение или проговаривание по слогам, учащийся все равно записывает слова так, как сам проговаривает).
ДИЗОРФОГРАФИЯ специфическое нарушение орфографического навыка письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи. Основной причиной появления дизорфографии является недоразвитие пространственно- временных представлений. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение симптоматики дизорфографии. Стойкие специфические нарушения в овладении орфографическими знаниями отмечаются не только в начальной школе, но и в средних и старших классах. Наиболее частыми дизорфографическими проявлениями являются ошибки на правила начальной школы. При этом орфограммы не усваиваются именно в тот период, который положен по программе. У учащихся, имеющих данное нарушение, отмечаются: - снижение слухоречевой памяти; - нарушение буквенного гнозиса; - нарушение динамического праксиса руки; - затрудненность восприятия ритмической структуры слова; - часто нечеткая дикция, недостаточная артикуляция; - нарушение лексико-грамматического строя речи. Особенно данные нарушения усугубляются при переходе в среднее звено.
Общая характеристика основных этапов коррекционной работы по преодолению дизорфографии. 1 этап – диагностический. -анализ письменных работ, процесса чтения; -определение состояния звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, языковых представлений, фонематического восприятия(дифференциации фонем); -проверяется состояние лексико-грамматического строя, состояние связанной речи; -выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; -выявляется наличие мотивации к коррекционной работе по устранению дефекта. 2 этап – подготовительный. - уточняются созданные в процессе обучения в нач. школе простые предпосылки овладения орфографией(зрительный гнозис, оптико-пространственные представления); -при возможности работа ведется параллельно с психологом (на снятие стресса, «страха письма», неуверенности, тревожности) ; 3 этап – коррекционный. Осуществляется работа по предотвращению дизорфографических нарушений. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическим уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. 4 этап – оценочный. -оценивается эффективность коррекционной работы; -проводится повторная проверка навыков письма; - анализ различных письменных работ учащихся.,
Диктанты обучающихся: