Педагогический сценарий
Разработка педагогического сценария Педагогический сценарий - это целенаправленная, личностно-ориентированная, методически выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения педагогических целей и приемов. Педагогический сценарий курса дает представление о содержании и структуре учебного материала, о педагогических и информационных технологиях, используемых для организации учебного диалога, о методических принципах и приемах, на которых построен как учебный материал, так и система его сопровождения.
Педагогические технологии технологии педагогического общения, способы организации познавательной деятельности учащихся Под информационными технологиями обучения понимаются технологии создания, передачи и хранения учебных материалов, организации и сопровождения учебного процесса Педагогический сценарий отражает авторское представление о содержательной стороне курса, о структуре УМК, необходимого для его изучения.
Планирование педагогического сценария Планирование педагогического сценария предполагает четкое видение автором образовательного пространства учебной дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями целевых учебных групп, тщательное проектирование содержания учебной деятельности. Для решения этих задач на этапе проектирования преподаватель должен подготовить развернутую программу учебной дисциплины, подобрать учебный материал, составить электронный текст, который станет основой построения УМК, и разработать методическое пособие по изучению курса.
Подготовка рабочей программы курса На данном этапе осуществляется разработка рабочей программы учебной дисциплины. Определяющим принципом при разработке рабочих программ учебных дисциплин является принцип модульности, который позволяет реализовывать образовательные программы различного уровня.
Рабочие программы курса При составлении рабочих программ необходимо учитывать следующие структурные компоненты, по существу превращающие рабочую программу учебной дисциплины в важный методический инструмент: –общие сведения о дисциплине; –цели и задачи изучения дисциплины; –принципы построения рабочей программы; –информация об авторе; –структура учебно-методического комплекта, обеспечивающего поддержку учебного процесса по изучению дисциплины; –модульное содержание дисциплины; –описание содержания; –структура деятельности учащихся; –список литературы.
Рабочая программа курса в НГТУ
Выбор учебного материала Электронные учебные материалы предполагают ориентацию на определенный уровень образовательных потребностей. Этим определяется принцип отбора материала, его структурирование, выбор мультимедиа-приложений и разработка педагогического сценария в целом. Так, образовательные потребности вузовского курса предполагают ориентацию на государственный стандарт высшего профессионального образования по соответствующей специальности, таким образом, предполагается академичная форма подачи материала, строгость дизайна и т.д. Образовательные потребности, на которые ориентирован курс для младших школьников, предполагает соответствие школьной программе и может включать большое количество игровых мультимедиа-приложений, мультипликацию, моделирование бытовых ситуаций и т п.
Создание электронного текста Электронный текст представляет собой линейную структуру логически и методически организованного текста, которая соответствует структуре "классического" печатного учебника или учебного пособия. Электронный текст фиксирует первый этап разработки УМК и должен быть представлен методисту для создания копии и размещения в базе данных или электронной библиотеке в текстовом формате MS Word 6.0 и выше c расширением *.rtf или *.doc.
Подготовка методического пособия для изучения курса Методическое пособие для изучения курса является обязательным элементом комплекта учебно-методических материалов, создаваемых для системы дистанционного обучения. Увеличение роли самостоятельной работы студентов при дистанционном обучении требует усиления системы сопровождения учебной деятельности, в том числе и рекомендаций по способам изучения материала, особенностям его организации, возможностям индивидуализации учебной траектории. Методическое пособие должно содержать схему работы над учебным материалом, актуализацию наиболее важных и сложных вопросов, перечень рекомендуемых дополнительных учебных материалов, возможно - задание для итоговой работы и комментарии по ее выполнению. По существу, методическое пособие позволяет актуализировать, оживить те педагогические технологии, которые скрыты в структуре УМК, позволяет связать в единое целое все структурные элементы УМК, подчиненные решению конкретных педагогических задач.
Графическое представление педагогического сценария Подготовив все необходимые компоненты педагогического сценария, преподаватель должен определить наиболее эффективные траектории изучения курса с учетом индивидуальных особенностей восприятия материала, в зависимости от образовательного уровня учащихся, наличия или отсутствия базовых знаний в предметной области. Педагогический сценарий может быть представлен графически, что значительно облегчает организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Можаева Г.В., Тубалова И.В. Как подготовить мультимедиа курс? (Методическое пособие для преподавателей). Томск: Изд-во Том.ун-та, 2002.