Тема урока: изображение фигуры человека
в истории искусства
Тип урока: Сообщение нового материала
Форма урока: беседа, просмотр презентаций. Цели урока; Познакомить учащихся с представлениями о красоте человека в истории искусства.. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру и любовь к искусству.. Развивать творческую и познавательную активность.
Воспитательная задача:
формировать интерес, уважение к родной истории;
развивать коммуникативные качества учащихся через умение работать в группах.
Используемое оборудование:
Подбор иллюстраций и репродукций произведений искусства различных жанров и периодов с изображениями фигуры человека.
Зрительный ряд:
«Палеолические Венеры».
Рельефы и росписи Древнего Египта.
Мирон. «Дискобол». Древняя Греция.
Статуя первого римского императора Октавиана. Микеланджело. «Давид».
Джорджоне. «Юдифь».
А. А. Пластов. «Весна» и др.
План урока:
Первый урок в 7 классе организуется в форме урока- созерцания. Он знакомит детей с разнообразными представлениями людей различных эпох и народов о красоте человека.
Общение учителя и учащихся по поводу рассматриваемых произведений строится в диалоговой форме
Ход урока:
Эпиграф написан на доске. Человек - мера всех вещей.
Протагор
Человек всегда был и остается главной темой в искусстве. Представления о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и его действиях менялись в истории искусства.
Давайте обратимся к истории!
Произведения пластических искусств как уникальные документы истории в ярких и зримых образах доносят до нас представления о красоте человека, существовавшие в различные исторические эпохи. Многообразные художественные формы произведений живописи, скульптуры, графики позволяют судить об эстетических вкусах и художественных предпочтениях той или иной культуры.
Среди сохранившихся древних изображений интересны статуэтки женских, так называемых «палеолических Венер».
Эти небольшие скульптурки демонстрируют как мастерство исполнения, так и примитивность.
В учебнике по истории мировой художественной культуры мы можем прочитать об этом так: «Мастерство в том, как цельно и сильно почувствована пластика объемов тела: в этом смысле фигурки выразительны и, при своих малых размерах, даже монументальны. Но в них нет проблеска духовности. Нет даже лица - лицо не интересовало, вероятно, просто не осознавалось как предмет, достойный изображения. «Палеолическая Венера», с ее вздутым животом громадными мешками грудей, - сосуд плодородия и ничего сверх того».
(Дмитриева, Н. А., Виноградова, Н. А. Искусство древнего иира.-М С. 15.)
-Почему древний художник изобразил женскую фигуру таким образом?
Учащиеся высказывают свое мнение.
-А вот совсем иное изображение человека.
О культуре какой страны идет речь?
Как вы считаете, древнеегипетский художник стремится изобразить конкретный образ или обобщенный?
Что в изображении фигуры человека вам кажется неестественным?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Действительно, нас, как зрителей, смущает необычная на первый взгляд «пластичность» фигуры - плечи развернуты в фас, а голова и ноги в профиль.
Однако такое положение фигуры не умаляет выразительности, дает возможность рассмотреть ее с разных точек зрения способствует целостному восприятию индивидуализированного образа, получению наиболее полной информации об изображенном. Чувствуется, с какой искусностью трактует художник различные части фигуры: глаза, волосы, кисти рук и т. д. Однако при всем техническом совершенстве явст-, венно просматривается схематичность в построении всей фигуры.
Канон - свод правил и законов, которыми должен был pyководствоваться художник при построении рисунка, - регламентировал в Древнем Египте своеобразный критерий красоты.
Перед вами произведения искусства] уже другой эпохи.Где и когда они были созданы?
Афродита. Древняя статуя. Античное искусство Греции и Рима показывает красоту физически совершенного человека.
- Вспомните уроки истории и ответьте: «Какими принципами pyководствовались художники при изображении человека?»
Учащиеся отвечают. Вот знаменитая скульптура древнегреческого скульптора Мирона «Дискобол».
Обратите внимание: скульптор придает большое значение пропорциональным соотношениям
частей фигуры спортсмена, все в ней соразмерно и гармонично. Мирон развивает мотив движения... Человеческое тело принимает у него такую позу: дискобол держит в руке диск, другая рука согнута у колена. Все тело его в эту минуту уподобляется согнутому луку. Изображение Амура, сына богини Венеры (Афродиты), напоминало о божественном происхождении императора - ее потомка.
С иным акцентом выполнена римская статуя - это идеализированный памятник могущественному правителю.
Тщедушный и болезненный первый римский император Октавиан изображается атлетически сложенным, «богоподобным человеком». В 27г. до п. э. Октавиан получает от сената титул Августа, «священного, сына божественного, отца отечества, потомка «Венеры и Энея». Для усиления эффекта величия скульптор позаимствовал композиционное решение у великого скульптора Фидия, статую бога Зевса из Олимпии.
Практическая работа: Зарисовка изображений фигуры человека, характерных для разных эпох. Работаем карандашом, мелками.