Работу выполнила студентка лечебного факультета гр. 216 Павлюк Т. Ю.
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, а также сознание внутренней модели внешнего мира, в результате чего оказываются возможными знание и преобразование окружающей действительности.
Физическое, биологическое, социальное, физиологическое все это влияет на содержание сознания и его работу, но из всего этого само сознание как субъективное чувство осознанности невыводимо. Возможности сознания сильно ограниченны по объему, хотя сами эти ограничения явно не осознаются. В психической сфере существуют разные блоки, отличающиеся др. от др. уровнем осознанности, при этом работа этих механизмов не осознается.
Сознание содержит не всю информацию, которую получает организм. Неосознанная информация оказывает непосредственное влияние на содержание осознаваемой информации. Содержание сознания непрерывно изменяется. Сознание оперирует не стимулами и раздражителями, а значениями и смыслами. Мир никогда не воспринимается сознанием как случайный и хаотичный. Психические образы объекта создаются только на контрасте с др. объектами.
Базовое содержание сознания – это неосознанная в данный момент информация, которая влияет на то, что мы осознаем. Поверхностное содержание – субъективно воспринятая информация, осознаваемая.
Основные подходы сознания. СтруктуралистыФункционализм Гештальтат - психология Когнивитизм
Представители : Вильгельм Вундт, Эдуард Бредфорд Титченер. Считали, что все психические процессы возможно разложить на самостоятельные и неделимые элементы и полагал, что весь психический мир человека можно выразить в трёх измерениях : удовольствие / неудовольствие, возбуждение / успокоение, напряжение / разрядка.
Основной метод изучения явления сознания – интроспекция ( самонаблюдение ). Существует 2 уровня сознания : Верхний – высокая степень ясности процессов. Нижний – характеризуется смутностью процессов.
Мы не осознаем процесса сознания мысли Течение осозноваемой мысли определяется причинами, которые сам не сознаются. Процессы в сознании протекают гораздо быстрее, чем скорость их словесного описания. Словесное описание не исчерпывает содержание сознания. То, что человек осознает во многом зависит от его предварительных убеждений, а также от того какую задачу он в данный момент решает. Как только человек задумывается над тем, как происходит деятельность его сознания так сама эта деятельность изменяется. Возможности сознания ограничены по объему, но природа этих ограничений не осознается.
Представители : Уильям Джеймс Считали, что поток сознания непрерывен в целом, оно предназначено помогать организму быть эффективным в различных жизненных ситуациях. Джеймс сформулировал закон диссоциации образа при изменении сопровождающих элементов : сознание выделяет в предъявленном объекте в первую очередь те качества, которые отличают данный объект от подобных сопровождающих его предъявления того же объекта вместе с новыми объектами, постепенно ведут к полному обособлению в сознанию данного объекта.
Содержание сознания не остается постоянным, оно непрерывно изменяется Регуляция действий и переработка информации могут успешно осуществиться без участия сознания, а сознание необходимо лишь тогда, когда нужно различить объекты, либо когда возникают препятствия и субъект находится в состоянии нерешительности.
Представители : Макс Вертгеймер Сознание реагирует не на отдельные элементы реальности, а на целостную ситуацию. Деятельность сознания нельзя выводить из элементов, она является непосредственной функций целого и этим целым порождается. Все, что человек сознательно воспринимает как фигуру на фоне. Фон аморфен не структурирован, не вычленяется сознанием, но без него сознательное восприятие фигуры невозможно. При восприятии человек, всегда принимает спец. решения задач человек никогда не думает последовательно, он воспринимает в целом и стр - ет ситуацию, поэтому решение задачи происходит внезапно для сознания и сопровождается. Пр : перестр - ия ситуации называют инсайдом.
Восприятие целого влияет на восприятие его частей. Процесс получения определяется не столько получением новой информации, сколько переструктурированием целостной ситуации
1 Процесс познания определяет все аспекты психической жизни. 2 Процесс познания как процесс переработки информации аналогичен тому, который происходит в компьютере. 3 Человек перерабатывает информацию поэтапно, поэтому информация при переходе от одного этапа к другому подвергается существенным изменениям. 4 Система переработки информации на каждом этапе обладает ограниченной емкостью или ресурсом, поэтому человек постоянно принимает решения какую информацию перерабатывать, а какую информацию отбросить.