Моделирование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе Семинар - практикум Заместитель директора по учебной работе МБОУ Лукояновская СОШ 1 М. Б. Казакова
«Ребенок не хочет брать готовые знания и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти же самые знания и овладевать ими.» Шалва Амонашвили
это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний Учениками посредством специально организованного учителем диалога. Проблемно - диалогическое обучение –
Постановка учебной проблемы этап формулирования темы урока или вопроса для исследования Поиск решения этап формулирования нового знания « Проблемно - диалогическое » Осуществляют ученики в ходе диалога
Виды диалога побуждающийподводящий
Постановка проблемы Учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы Поиск решения Выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию Подводящий диалог Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников.
Постановка проблемы Ученики осознают противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и формулируют проблему Поиск решения Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает « открытие » знаний путем проб и ошибок Побуждающий диалог Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по - настоящему творчески.
Формулирование учебной проблемы Осознание учениками противоречия Специальные вопросы Прием создания проблемной ситуации Проблемная ситуация Побуждающий диалог
это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности. Проблемная ситуация –
Основные приемы создания проблемной ситуации Что Вас удивило ? Что интересного заметили ? Какие факты налицо ? Побуждение к осознанию противоречия Выбрать подходящее : … Побуждение к формулированию проблемы 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.
Вопрос ( задание ) был один ? А сколько в классе мнений ? Почему так получилось ? Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. 3. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание ? В чем затруднение ? Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
Вы сначала как думали ? А как на самом деле ? Побуждение к осознанию противоречия Какой возникает вопрос ? Побуждение к формулированию проблемы 4. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием « на ошибку » Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью. 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание ? В чем затруднение ? Чем это задание не похоже на предыдущее ? Побуждение к осознанию противоречия Какая будет тема урока ? Побуждение к формулированию проблемы
Что вы хотели сделать ? Какие знания применили ? Задание выполнено ? Почему так получилось ? Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы 6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим. Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.
Практикум
находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению. Задача учителя –
Проблемно - диалогическое обучение развивает у учащихся : умственные способности самостоятель ность креативное мышление
Ситуация успеха « самый сообразительный », « самый догадливый », « самый умный на сегодняшнем уроке » Качественная оценка Очень часто делают « открытие » при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не « отличники ». !
«Проблемное обучение строится в зависимости от того, насколько это допускает проблемный материал.» И. Я. Лернер
1.Будзинаускене А.А. Использование современных педагогических технологий в процессе обучения.- журнал «Начальная школа плюс до и после», 12/ Виноградова Н.Ф. Создание проблемных ситуаций и обсуждение гипотез. Методические рекомендации. – М.: Вентана-Граф, Ильницкая С. Пути создания проблемных ситуаций. – М.: Знания, Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, Литература
1.Что сегодня было актуально для Вас лично? 2.Какие моменты особенно запомнились? Почему? 3.Что будете использовать в своей работе? 1.Что сегодня было актуально для Вас лично? 2.Какие моменты особенно запомнились? Почему? 3.Что будете использовать в своей работе? Рефлексия занятия
Итоги семинара-практикума Итоги семинара-практикума низкий средний высокий Я нахожусь на уровне « Волшебные линеечки » « Мое настроение »
Улыбнитесь ! Все будет хорошо !