Выполнила: Зимина Виктория Проверила: Ходарина Маргарита Владимировна
Вторая половина 19 века с ее выставками, ярмарками,стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам.Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Это относится к таким видам ремесел, как вышивка, керамика, художественная обработка металла, камня, дерева, кости. В это время в России складываются или возрождаются художественные школы, получившие мировую известность.
Дымковская игрушка В слободе Дымково близ Вятки, где женщины с давних пор были заняты изготовлением, глиняных свистулек в виде коней, всадников, птиц,сохранился художественный промысел по изготовлению детских глиняных игрушек, раскрашенных яркими красками.Дымковские «барыни», «няньки», с пышными воротниками и оборками, яркими юбками пользовались большой популярностью на ярмарках, перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного искусства.
Русские матрёшки В конце 19 века в мастерской Московского губернского земства в Троицко - Сергиевом Посаде появился промысел, изделия которого стали символом народной России – деревянные куклы –матрешки. Разъемные расписные матрешки быстро завоевали популярность.В 1900 г. Русская матрёшка была показана на Парижской всемирной выставке, и мастерская стала выполнять заказы не только для России, но и для других стран.Мастера ухитрялись делать наборы, насчитывающие до 50 фигурок.
Скопинская керамика Глиняная посуда в местах, где позднее появился город Скопин, делалась ещё во времена Киевской Руси.Но во второй половине 19 века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за его пределами, производство глазурованных фигурных сосудов,подсвечников,украшенных сложной лепниной,выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
Гжельская посуда Сохранила свое художественное своеобразие гжельская посуда с сочным синим рисунком на белом фоне и полны народного юмора фигурки – статуэтки,выполненные вручную в небольших крестьянских мастерских
Вологодское кружево Вологда всегда была одним из центров русского кружевоплетения, а в 19 веке стала самым знаменитым. Вологодские кружева напоминают узоры инея на стекле, или тончайшую паутину, которая порвется от мельчайшего дуновения ветерка.В прежние времена невесты сами плели кружева для приданого. К приезду жениха дом украшали кружевными «постилальниками».
Береста В 19 веке на хлебницах, ковшах появляется изображение крестьянских домов, посиделок, чаепитий.Все фигуры выполнены крупно,одного размера. Это характерная черта народного искусства, в которой размером подчёркивается значимость персонажей.
Гончарный промысел Изготовление посуды на протяжении веков велось традиционно. Крестьяне, занимаясь сельскохозяйственным трудом, горшечный промысел вели в основном осенью и зимой. Особых помещений для горшечного производства никогда не устраивали. Посуду лепили в обыкновенных жилых помещениях, тех же избах. Избы строились выше обычных крестьянских, так как наверху по стенам устраивались полки для сушки посуды. Запасы глины хранились здесь же. Изготовленную посуду складывали на полки, где она 5-6 дней хранились. После чего обрабатывали, а затем приступали к обжигу. Для обжига посуды устраивали горн, для которого в земле вырывалась яма глубиной около 2-х метров и в диаметре 1,5 метра. Внизу из кирпичей выкладывали небольшую круглую печь, которая кверху расширялась. Потолок печи выкладывался кирпичной решеткой с квадратными отверстиями. Горны устанавливались обычно на огородах (по-местному – "усадах").
Городецкая игрушка
Городецкая роспись
В художественной культуре второй половины 19 века отчетливо прослеживаются несколько направлений.Источником вдохновения мастеров культуры все в большей степени становятся народное творчество и традиции.В то же время искусство решает задачи просвещения народа, стремясь приобщить к своим достижениям широкие слои населения.