МАОУ Правдинская средняя общеобразовательная школа 2 с углубленным изучением отдельных предметов Пушкинского муниципального района.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ
Правдинская СОШ 2
_____________ (Тимохина Н.Л.)
«_____»_____________2012г.
Программа общеобразовательного курса
за рамками базового компонента
для обучающихся 9 классов
«Подготовка к ГИА»
Преподаватель Клебанова Н.Н.
учебный год.
Пояснительная записка
Введение в качестве итоговой формы аттестации по русскому языку в 9 классе новой формы, частями которой задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 9 классов. Оставшись один на один с заданием, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, которые в основном охватывают части А и В, но и уровень компетентности.
Наша задача сегодня – разобраться в причинах неуспехов школьников, выделить проблемы, находящиеся в компетентности учителя русского языка и литературы, и искать адекватные способы их решения, поскольку предыдущие формы, методы, приемы подготовки к экзамену, какими бы они ни казались хорошими, привычными и т.д., оказались как минимум недостаточными.
Данный курс актуален, открывает новые возможности для углубления содержания лингвистического образования. Он способствует практической подготовке учащихся к сдаче ГИА по русскому языку, к успешному прохождению итогового контроля по завершении основного образования, призван помочь в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности, так как грамотность – залог успешности человека.
Достаточно высокая степень научности (опора на вузовские учебники, специальную литературу) должна обеспечить условия для осознанного усвоения трудных вопросов орфографии, поскольку разговор об уже известных правилах ведется на качественно новом уровне. В ходе работы не просто перечисляются вопросы и даются ответы на них, а описываются отдельные трудности русской орфографии на фоне общей системы русского правописания.
Кроме этого элективный курс направлен на организацию систематичной работы над пониманием текста и способами его выражения, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Цель курса:
обеспечение подготовки учащихся 9- х классов к прохождению итоговой аттестации.
Задачи курса:
- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.
- формировать умения обучающихся ориентироваться в многообразных явлениях письма, выбирать из правил соответствующее конкретному правописанию;
- обучение созданию текста типа речи рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы;
- учить самоанализу, применять знания в практической деятельности.
В ходе занятий учащиеся должны научиться:
работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать его смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);
четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
выполнять различные типы тестовых заданий;
самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
правильно отмечать в бланке вариант ответа;
писать сочинения части С
сокращать текст изложения
Курс составляет 48 часов в год, состоит из трех частей. 1 часть «Сжатое изложение», 2 часть «Сочинение – рассуждение», 3 часть «Тестовые задания части А и В».
Программа носит примерный характер, каждый тематический блок может использоваться, расширяться и углубляться с учетом интересов обучающихся.
Программа курса «Подготовка к ГИА»
Структура экзаменационной работы в формате ГИА.
Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом.
Требования к полноте и правильности записи развернутого ответа.
Задание С1. Сжатое изложение.
Что такое микротема. Учимся находить микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.
4. Задание С1. Сжатое изложение.
Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Отработка приёма ИСКЛЮЧЕНИЕ.
5.Задание С1. Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста. Отработка приёма ОБОБЩЕНИЕ.
6. Задание С1. Сжатое изложение.
Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.
7. Задание С1. Выбор приемов сжатия.
Написание изложения.
8. Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему.
Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.
9. Задание С2.1. Учимся формулировать тезис.
Понятие тезиса. Этапы выделения тезиса.
10. Задание С2.1. Учимся аргументировать.
Понятие аргументов. Виды аргументов.
11. Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему.
Варианты выводов в сочинении.
12. Задание С2.2. Сочинение- рассуждение по тексту.
Критерии оценивания. Структура сочинения- рассуждения по тексту.
13. Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения.
Примеры тезисов сочинения.
14. Задание С2.2. Учимся аргументировать.
Виды аргументов.
15. Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения- рассуждения.
Варианты выводов в сочинении.
16. Фактические ошибки
Виды фактических ошибок.
17. Речевые ошибки
Виды речевых ошибок.
18. Грамматические ошибки
Виды грамматических ошибок.
19. Понимание текста. Задание А1.
Работа с текстами разных стилей. Понятие стиля и типа речи.
20. Лексическое значение слова. Задание А2.
Понятие лексики. Прямое и переносное значение слова.
21. Выразительные средства. Задание А3.
Тропы и фигуры речи. Метафора. Антитеза. Синекдоха. Олицетворение. Сравнение.
22. Синонимы. Задание В1
Понятие нейтральных синонимов.
23. Правописание корней. Задание В2.
Правописание корней с чередованием, с безударной гласной в корне слова.
24. Правописание приставок. Задание В3.
Правописание приставок пре и при, приставок на звонкие и глухие согласные, неизменяемых на письме.
25. Правописание суффиксов. Задание В4.
Правописание суффиксов глаголов, причастий, деепричастий, прилагательных, существительных, наречий.
26. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.
Знаки препинания при обращениях, вводных словах и предложениях, вставных конструкциях.
27. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6.
28. Сложноподчиненное предложение.
29. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7
30. Словосочетание. Задание В8.
31. Грамматическая основа предложения. Задание В9.
32. Простое осложненное предложение. Задание В10,В11
33. Сложные бессоюзные предложения. Задание В13.
34. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14
35. Диагностическая работа в форме ГИА
тематическое планирование
курса
«Подготовка к ГИА».
9 класс
(48 часов)
Тема занятияФорма занятийВиды деятельности
Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Мини- лекция, практикумРабота с демонстрационным вариантом, бланками ответов.
Знакомство с критериями оценки выполнения заданий с развернутым ответом. Мини- лекция, практикум Работа в группах.
Часть 1
Задание С1. Сжатое изложение. Презентация, практикум Работа с текстом, создание текста.
Задание С1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема УПРОЩЕНИЕ.Презентация, практикум Работа с текстом, создание текста.
Задание С1. Выбор приемов сжатия. Практикум, изложениеСоздание текста, оценивание
Часть 2
Задание С2.1. Сочинение на лингвистическую тему. Критерии оценки задания С2.1. Структура сочинения на лингвистическую тему.Презентация,
практикум
Элементы сочинения, анализ текстов
Задание С2.1. Учимся формулировать тезис. ПрактикумЭлементы сочинения, анализ текстов
Задание С2.1. Учимся аргументировать. Презентация, практикумЭлементы сочинения, анализ текстов
Задание С2.1. Учимся писать вывод сочинения на лингвистическую тему. ПрактикумЭлементы сочинения, анализ текстов
Задание С2.2. Сочинение- рассуждение по тексту. Критерии оценивания.Презентация, практикумЭлементы сочинения, анализ текстов
Задание С2.2. Учимся формулировать тезис сочинения- рассуждения.Практикум Самостоятельная работа
Задание С2.2. Учимся аргументировать.Практикум Элементы сочинения, анализ текстов
Задание С2.2. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. ПрактикумСамостоятельная работа
Фактические ошибки
Презентация,
практикум
Работа с тестом
Речевые ошибкиПрезентация,
Практикум
Работа с тестом
Грамматические ошибки Презентация,
Практикум
Работа с тестом
Часть 3
Понимание текста. Задание А1. Презентация,
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Лексическое значение слова. Задание А2.Презентация,
Практикум
Работа с тестом, заполнение бланков
Выразительные средства. Задание А3.Практикум
Презентация
Работа с тестом, заполнение бланков
Синонимы. Задание В1 Практикум
ПрезентацияРабота с тестом
заполнение бланков
Правописание корней. Задание В2.Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Правописание приставок. Задание В3.Практикум
ПрезентацияРабота с тестом,
заполнение бланков
Правописание суффиксов. Задание В4.Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Знаки препинания в простом осложненном предложении. Задание В5.Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Задание В6. Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Сложноподчиненное предложение.Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Задание В7 Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Словосочетание. Задание В8. Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Грамматическая основа предложения. Задание В9. Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Простое осложненное предложение. Задание В10,В11 Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Сложные бессоюзные предложения. Задание В13. Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Задания В14Практикум
ПрезентацияРабота с тестом, заполнение бланков
Диагностическая работа в форме ГИА
Литература, материалы:
Цыбулько И.П., Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация : Экзамен в новой форме: Русский язык: 9 класс: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме Федеральный институт педагогических измерений. Издательство АСТ, Астрель
Сычева В.П.Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Типовые тестовые задания: 10 вариантов заданий; Ответы; Критерии оценок ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс. Издательство «Экзамен»
Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная итоговая аттестация. Издательство «Эксмо».
Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в новой форме) ГИА. Издательство «Экзамен»
Материалы сайта ФИПИ.
Работы учащихся