УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Проект составлен и выполнен Синицыной Л. И., учителем русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ 10 с УИОП г. Красногорска Московской области ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ, ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ…
ФОЛЬКЛОР ( УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ) Большие жанры : сказки, заговоры, баллады, былины, скоморошины, песни ( исторические, лирические, хоровые и др.) Малые жанры : загадки, частушки, анекдоты, пословицы, поговорки, считалки, скороговорки.
Первый сборник былин Кирши Данилова был издан в Москве в 1804 г. Впервые термин « былина » был введен Иваном Сахаровым в сборнике « Песни русского народа » в 1839 г. НАРОДНОЕ НАЗВАНИЕ БЫЛИН - СТАРИНА, СТАРИНУШКА, СТАРИНКА. Именно это слово использовали сказители, исполнявшие их под аккомпанемент гуслей. Слог былин музыкален ( они изначально создавались, чтобы их пели ). Старинушки наполнены устаревшими эпитетами, частыми повторами, в них отсутствует привычная рифма.
Былина : Былина - жанр русского фольклора, героико – патриотическая песня – сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси 9 – 13 вв. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений, например : картина В. М. Васнецова « Богатыри ».
Былины разделяют на два цикла : Киевский 1. События приурочены стольному граду Киеву и двору князя Владимира. 2. Герои этих старин («младшие богатыри»): - Илья Муромец - Добрыня Никитич - Алеша Попович - Михайло Потык - Ставр Годинович - Чурило Пленкович Новгородский 1. Сюжеты о Садке и Василии Буслаеве. 2. «Старшие богатыри»: - Святогор - Вольга - Микула Селянинович На протяжении веков былины передавались в среде крестьянства из уст в уста от старого сказителя к молодому и вплоть до 18 века не были записаны.
Род деятельности былинных героев : Микула Микула – землепашец Вольга Вольга – князь Добрыня Никитич Добрыня Никитич – прославленный воин – богатырь, который дважды одерживал победу в схватке с огненным змеем
Некоторым богатырям посвящена не одна, а несколько старинок, которые образуют целый цикл : 1. Исцеление Ильи Муромца. 2. Илья Муромец и Святогор. 3. Илья Муромец и Соловей - Разбойник. 4. Илья Муромец и голи кабацкие. 5. Илья Муромец и Идолище в Киеве. 6. Илья Муромец и Идолище в Царе - граде. 7. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 8. Илья Муромец и Калин - царь. 9. Бой Ильи Муромца с сыном. 10. Богатырь на Соколе - корабле. 11. Три поездки Ильи Муромца. 12. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича. 1. Исцеление Ильи Муромца. 2. Илья Муромец и Святогор. 3. Илья Муромец и Соловей - Разбойник. 4. Илья Муромец и голи кабацкие. 5. Илья Муромец и Идолище в Киеве. 6. Илья Муромец и Идолище в Царе - граде. 7. Илья Муромец в ссоре с князем Владимиром. 8. Илья Муромец и Калин - царь. 9. Бой Ильи Муромца с сыном. 10. Богатырь на Соколе - корабле. 11. Три поездки Ильи Муромца. 12. Поединок Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Илья Муромец жил в 12 веке, носил прозвище « Чоботок » ( Сапожок ), потому что однажды сумел отбиться от врагов с помощью этой обуви.
Илья Муромец – главнейший герой русских былин, сюжет о его битве с Соловьем - Разбойником имеет более 100 вариантов. Былина «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» План событий былины : 1.Выезд Ильи Муромца в Киев. 2.Бой с силушкой великой под Черниговым. 3.Беседа с черниговцами. Отказ от воеводства. 4.Бой Ильи с Соловьем-Разбойником. 5.Въезд Ильи в стольный Киев-град. 6.Беседа Ильи с князем Владимиром. 7.Испытание Соловья-Разбойника. 8.Конец Соловья-Разбойника. 1.Выезд Ильи Муромца в Киев. 2.Бой с силушкой великой под Черниговым. 3.Беседа с черниговцами. Отказ от воеводства. 4.Бой Ильи с Соловьем-Разбойником. 5.Въезд Ильи в стольный Киев-град. 6.Беседа Ильи с князем Владимиром. 7.Испытание Соловья-Разбойника. 8.Конец Соловья-Разбойника.
Изобразительно - выразительные средства былин Эпитеты : травушка - муравушка, лазоревы лепесточки, темны лесушки, сыра земля … Повторы : а и черно - черная, черно - черная, как перо ворона ; нагнано - то темной силушки тьма тьмущая … Гипербола : скачет конь богатырский выше лесов дремучих ; чуть ниже облака ходячего ; мелки реченьки ; озерца перескакивает … Слова с уменьшительно - ласкательными суффиксами : дороженька, батюшка, удаленький, сторонушка, травушки … Параллелизм : Не проехать тут пехотою, На коне не проехать тут. Не пролетывал тут ворон черный, Серый зверь тут не прорыскивал.
Памятник Илье Муромцу в городе Муроме Согласно былинам, Илья Муромец происходит из села Карачарова под городом Муромом. Однако есть еще одно место, претендующее на роль родины богатыря – поселок Моровск ( в древности Моровийск ) современной Черниговской области. В относительной близости от него находится город Карачев, а также протекает река Смородинная, созвучная по названию реке Смородине из русских былин. Здесь же расположено село Девятидубье ( ср.: девять дубов, на которых сидел Соловей Разбойник ). Само наименование богатыря « Муромец » вызывает сомнения – первоначально оно или нет. По одной из версий, это имя могло закрепиться за ним с течением времени, под влиянием приурочивания героя к городу Мурому. Согласно былинам, Илья Муромец происходит из села Карачарова под городом Муромом. Однако есть еще одно место, претендующее на роль родины богатыря – поселок Моровск ( в древности Моровийск ) современной Черниговской области. В относительной близости от него находится город Карачев, а также протекает река Смородинная, созвучная по названию реке Смородине из русских былин. Здесь же расположено село Девятидубье ( ср.: девять дубов, на которых сидел Соловей Разбойник ). Само наименование богатыря « Муромец » вызывает сомнения – первоначально оно или нет. По одной из версий, это имя могло закрепиться за ним с течением времени, под влиянием приурочивания героя к городу Мурому. Нередко былинного богатыря связывают со святым Илией Печерским, мощи которого по сей день находятся в пещерах Киево - Печерской лавры. Преподобный Илья Муромец жил в XII столетии и до пострига был воином по прозванию « Чоботок ». Известно, что со временем воин принял монашество в Киево - Печерской лавре под именем Ильи и скончался около 1188 года. Уход от мирских сражений в духовную сферу был обычной практикой для средневековья - многие воины после многолетних битв и тяжелых ранений складывали оружие и уходили в монастырь. Известно, что со временем воин принял монашество в Киево - Печерской лавре под именем Ильи и скончался около 1188 года. Уход от мирских сражений в духовную сферу был обычной практикой для средневековья - многие воины после многолетних битв и тяжелых ранений складывали оружие и уходили в монастырь.
ГЕРОИ БЫЛИНЫ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ» Князь Вольга Святославич ( Волх Всеславьевич ) – охотник, богатырь и оборотень, рожденный от княжны Марфы Всеславьевны и змея. Чудесное рождение героя несет на себе следы тотемистических представлений наших далеких предков. Его имя, Волх, созвучное слову « волхв », указывает на то, что родился великий кудесник и волшебник. В момент его появления на свет содрогается земля, звери, рыбы и птицы прячутся в великом страхе. Военная победа достается былинному Волху благодаря не физической силе, а магическому умению. Одержав верх над врагом, он со своей дружиной остается в захваченной земле, становясь там правителем. Эти черты не свойственны былинам о других богатырях. С Вольгой связано три сюжета : 1) Его рождение. 2) Поход на Индию ( согласно некоторым вариантам на Турцию ). 3) Поездка Вольги за данью в города Гурчевец, Крестьяновец и Ореховец и встреча с Микулой Селяниновичем.
ГЕРОИ БЫЛИНЫ «ВОЛЬГА И МИКУЛА СЕЛЯНИНОВИЧ» Микула Селянинович - пахарь, обладающий недюжинной силой. Огромная сила, способность с легкостью поднять тягу земную ( что оказалось не под силу могучему Святогору ), сближают его с так называемыми « старшими » богатырями – наиболее древними персонажами русского эпоса. Личность Микулы Селяниновича известна исключительно в олонецком былинном репертуаре, и нет ни одной былины о нем, записанной в других частях России. Время сложения дошедшей до нас редакции былины, выводимое из сопоставления вариантов, не может быть слишком отдаленное. Хронологической датой могут служить серебряные гроши, на которые Микула покупает соль - указание на эпоху не ранее начала XV в., когда у новгородцев на место кунной старой системы пошли в ход иноземные деньги : артиги, лобки и гроши литовские. В одних вариантах : узнав от Вольги, что он едет за получкой дани, Микула говорит, что и сам недавно столкнулся с мужиками ореховцами, когда ездил за солью, и называет их разбойниками. В других вариантах очень кратко говорится о помощи, оказанной Микулой Вольге при получении дани с непокорных горожан, которые хотели погубить дружину Вольги, подпилив мосты через реку Волхов.
НОВГОРОДСКАЯ БЫЛИНА « САДКО » Садко - герой новгородских былин, гусляр, разбогатевший благодаря помощи морского царя. Бился об заклад с другими новгородскими купцами, что сможет скупить все товары в городе ( как правило, герой этот спор проигрывает ). Затем попал в царство к морскому владыке, где потешал его своей игрой на гуслях. По совету Николы Можайского выбрал себе в жены Чернавушку - воплощение новгородской реки, благодаря чему смог вернуться домой из волшебного подводного мира. В Новгородской летописи под 1167 г. упоминается некий Сотко Сытинич, построивший в Детинце церковь Бориса и Глеба, причем церковь он возвел будто бы в благодарность за свое чудесное спасение на море. Во всем русском эпосе существует всего две былины, сохранившие старинную форму повествования, когда все сюжеты, связанные с одним героем, исполняются последовательно в одной песне, - это былины о Садко и о Михайло Потыке.