АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ Урок МХК в 10 классе МОУ СОШ 131 г.Уссурийска Учитель: Коляда Н.И.
С РЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД век Париж, 15 век
С РЕДНЕВЕКОВЫЙ ГОРОД
Р ОМАНСКИЙ СТИЛЬ художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XXII веках (в ряде мест и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
Х АРАКТЕРИСТИКА СТИЛЯ Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки здание всегда гармонично вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок- крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм кубов, призм, цилиндров. Особенности архитектуры романского собора: В основе плана раннехристианская базилика, то есть, продольная организация пространства Увеличение хора или восточной алтарной части храма Увеличение высоты храма Замена кессонного (кассетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны Основной мотив интерьера полуциркульные арки Тяжесть романского собора «угнетает» пространство Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек травей.
А ББАТСТВО М АРИЯ Л ААХ, Г ЕРМАНИЯ
К АПЕЛЛА КАЮЩИХСЯ ГРЕШНИКОВ. Б ОЛЬЁ – СЮР -Д ОРДОНЬ
Н ОРМАННСКАЯ КРЕПОСТЬ, СТРОИТЕЛИ НЕИЗВЕСТНЫ, X-XI ВВ., СЕВЕР Ф РАНЦИИ
П ИЗАНСКАЯ БАШНЯ. Б ОНАННО Д ИОТИСАЛЬВ И 1153, ДОСТР XIV В. И ТАЛИЯ, П ИЗА
З АМОК Б РУК, СТРОИТЕЛИ НЕИЗВЕСТНЫ , А ВСТРИЯ
З АМОК С ЮЛЛИ, СТРОИТЕЛИ НЕИЗВЕСТНЫ X-XI ВВ., Ф РАНЦИЯ
З АМОК С ТЕРЛИНГ, СТРОИТЕЛИ НЕИЗВЕСТНЫ, XI-XII ВВ., Ш ОТЛАНДИЯ
З АМОК Л ИДС, СТРОИТЕЛИ НЕИЗВЕСТНЫ, XI-XII ВВ., А НГЛИЯ
З АМОК Д АДЛИ, СТРОИТЕЛИ НЕИЗВЕСТНЫ X-XI ВВ., А НГЛИЯ
К РЕПОСТЬ К ОНКИСТАДОРОВ, X-XI ВВ., Г ЕРМАНИЯ
Д ОНЖОН Это главная башня в европейских феодальных замках. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной, донжоны обычно выполняли функцию непосредственного жилища феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка оружейные, главный колодец, склады продовольствия.
Д ОНЖОН Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны, а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
Г ОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ Готика период в развитии средневекового искусства на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Термин «готика» чаще всего применяется к известному стилю архитектурных сооружений, который можно кратко охарактеризовать как «устрашающе величественный», который дал начало всему готическому искусству. Из архитектуры готика постепенно проникла в иные виды изобразительного искусства данного периода: скульптуру, живопись, книжную миниатюру, гравюру, костюм, мебель, орнамент и другие.
Х АРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ Вертикальность композиции, стрельчатая ярка, сложная каркасная система опор и ребристый свод. Преимущество использования ребер заключается в том, что свод может быть больше, вследствие чего уменьшаются возникающие от него нагрузки. Погашение этих нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Стремление максимально уменьшить массивность сооружения привело к тому, что в результате введения каркаса стена перестала быть несущим элементом и стала всего лишь заполнением между несущими пилонами. В результате своей вариабельности стрельчатый свод по многим позициям конструктивно превосходил полуциркульный свод. Массивная каменная кладка свода в раннем средневековье сменилась ажурными каменными конструкциями, чьи подчеркнуто вертикальные опоры и колонны переносят собранные в пучок статические нагрузки на фундаменты. С развитием стиля готика готическое пространство значительно изменяется. Если разнообразная в своих проявлениях романская архитектура отдельных областей Европы развивалась различными путями, новые возможности готического стиля определяются одной школой, откуда новые творческие идеи с помощью монашеских орденов цистерцианцев и доминиканцев и работающих на них строительных артелей распространяются во все доступные области. Уже в поздний романский период, в первой половине XII в., элементы нового готического стиля возникают в области Иль де Франс. Из этой северофранцузской области, где романская школа отставала в развитии и где непосредственно не сказывалось влияние античных традиций, исходит новый мощный импульс, открывающий путь богатому готическому искусству. Из Франции готика распространяется на соседние страны; еще в XII в. она появляется в Англии, а в следующем столетии в Германии, Италии и Испании. До начала XIV в. преобладала форма базилики. Со временем, особенно в городах, наиболее распространенной стала зальная форма, равновеликие нефы которой сливались внутри в единое пространство. Наряду с церковными мистериями в огромных культовых помещениях проводились и народные празднества, городские собрания, театральные представления, в них велась торговля.
А РКБУТАН И КОНТФОРС
Н ОТР - Д АМ ДЕ П АРИ ( С ОБОР П АРИЖСКОЙ Б ОГОМАТЕРИ )
К ЕЛЬНСКИЙ СОБОР
С ИЕНСКИЙ СОБОР, ЗОДЧИЕ П ИЗАНО, Д ЖОВАННИ ДИ Ч ЕККО , С ИЕНА
М ИЛАНСКИЙ СОБОР, ЗОДЧИЕ С ИМОН ДЕ О РСЕНИГО, А. И Ф. ДЕЛЬИ О РГАНИ, Д Ж. А. А МАДЕО, К. С ОЛАРИ, П. Т ИБАЛЬДИ XV В., ДОСТР. В XIX В.
Р ОМАНСКИЙ СТИЛЬ Преобладающие и модные цвета: коричневый, красный, зеленый, белый; Линии: бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные; Форма: прямоугольная, цилиндрическая; Характерные элементы интерьера: полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру; Конструкции: каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом; Окна: прямоугольные, маленькие, в каменных домах - арочные; Двери: дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом
ГОТИКА Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий; Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии; Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы; Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру; Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций; Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна; Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые