М УНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «С РЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 20» Г. Т ВЕРИ «Реализация личностного потенциала учащихся в условиях внедрения стандартов нового поколения» Тверь, 2013
Ц ЕЛЬ ПЕДСОВЕТА : Осмысление педагогами собственной деятельности по реализация личностного потенциала учащихся через формирование положительной мотивации учения школьников Проведение анализа мотивационной и стимулирующей деятельности в обучении школьников Определение перспектив работы педагогов по развитию у учащихся мотивации успеха, стимулирование учебно-познавательной деятельности и реализации личностного потенциала учащихся в условиях внедрения стандартов нового поколения
Н ЕТ ДЕТЕЙ – ЕСТЬ ЛЮДИ, НО С ИНЫМ МАСШТАБОМ ПОНЯТИЙ, ИНЫМИ ИСТОЧНИКАМИ ОПЫТА, ИНЫМИ СТРЕМЛЕНИЯМИ. И НОЙ ИГРОЙ ЧУВСТВ. Я НУШ К ОРЧАК
Многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают пути повышения эффективности обучения учащихся. Школьные программы меняются для того, чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения учащимися. Методические изыскания направлены на поиск форм и методов активизации процесса обучения и выработку самостоятельности у учащихся. Одной из целей этих усилий является формирование устойчивых познавательных интересов у школьников.
Формирование учебной мотивации у учащихся без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции.
М ОТИВЫ - ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ ПОЗНАНИЯ. В системе обучения классифицируют мотивы по видам и уровням. В практической педагогике они объединяются в группы по направленности и содержанию: -социальные -познавательные -профессионально-ценностные -эстетические Истинный источник мотивации человека находится в нём самом.
И НТЕРЕС – ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ МОТИВАЦИИ П РИЕМЫ МОТИВАЦИИ НА УРОКЕ : эффект загадки противоречия, сомнения реальные препятствия и принятие «вызова» обсуждение вопросов, волнующих учеников возможность высказать свою точку зрения В обучении действует не какой-нибудь отдельный мотив, но обязательно целая система взаимосвязанных мотивов, одни из которых ученик осознаёт, а другие нет. Мотивы учения - очень подвижны и изменчивы
«О ТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ » I. Я стараюсь учиться лучше, чтобы….. Получить хорошую оценку Наш класс был лучшим Стать хорошим специалистом Получать впоследствии много денег Меня уважали одноклассники Меня хвалили родители Мне покупали красивые вещи Я больше знал и умел
Я СТАРАЮСЬ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ, ЧТОБЫ ….
Е СЛИ Я ПОЛУЧАЮ ХОРОШУЮ ОТМЕТКУ, МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИТСЯ, ЧТО … Я хорошо знаю учебный материал Одноклассники будут довольны Буду считаться хорошим учеником Родители будут довольны Мне что-нибудь купят Меня не будут наказывать Я смогу преодолеть трудности Похвалят учителя
Е СЛИ Я ПОЛУЧАЮ ХОРОШУЮ ОТМЕТКУ, МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО НРАВИТСЯ, ЧТО …
Я НЕ МОГУ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ, ТАК КАК … У меня есть более интересные дела Можно учиться плохо, а зарабатывать много денег Мне мешают дома В школе часто ругают Просто мне не хочется учиться Многое не понимаю Не могу заставить себя работать Я не успеваю работать вместе со всеми
Я НЕ МОГУ УЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ, ТАК КАК …..
Е СЛИ Я ПОЛУЧАЮ ПЛОХУЮ ОТМЕТКУ, ТО МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕ НРАВИТСЯ, ЧТО … Буду считаться плохим учеником Плохо знаю учебный материал Не смогу порадовать родителей Меня накажут дома Одноклассники будут смеяться Весь класс тяну назад Мне не купят что-нибудь Получил плохую отметку
Е СЛИ Я ПОЛУЧАЮ ПЛОХУЮ ОТМЕТКУ, ТО МНЕ БОЛЬШЕ ВСЕГО НЕ НРАВИТСЯ, ЧТО …
К АК СТИМУЛИРОВАТЬ УЧАЩИХСЯ ? опирайтесь на желания дайте обучаемым шанс используйте ситуацию сделайте работу привлекательной учитывайте интересы и склонности показывайте последствия поступков признавайте достоинства одобряйте успехи поддерживайте соперничество обращайтесь к самолюбию хвалите показывайте достижения создавайте хорошую ситуацию ищите нестандартные решения создавайте потребность признания критикуйте сопереживая
Ч ЕЛОВЕК НЕ ДОЛЖЕН БЫТЬ « ПЕШКОЙ » В ЧУЖОЙ ИГРЕ, А « ИСТОЧНИКОМ » ДЛЯ ДРУГИХ. Чтобы помочь школьникам, учите их: ставить перед собой реалистические цели соизмерять цели со своими возможностями знать свои сильные и слабые стороны определять конкретные действия планировать перспективу правильно оценивать складывающуюся ситуацию постоянно анализировать выполнение личной программы
Ч ТО СПОСОБСТВУЕТ ВАШЕМУ УСПЕХУ НА УРОКЕ ? Ч ТО СПОСОБСТВУЕТ ВАШЕМУ УСПЕХУ НА УРОКЕ ? 7 КЛАСС Тишина на уроке Хорошее настроение Знания в голове Уверенность в себе Помощь одноклассников Чтобы другие не мешали Внимание на уроке
Ч ТО СПОСОБСТВУЕТ ВАШЕМУ УСПЕХУ НА УРОКЕ ? Ч ТО СПОСОБСТВУЕТ ВАШЕМУ УСПЕХУ НА УРОКЕ ? 8 КЛАСС Внимание на уроке Длительная подготовка перед уроком Дисциплина на уроке Дополнительные занятия То, как тему объяснил учитель Тихая обстановка на уроке
Ч ТО СПОСОБСТВУЕТ ВАШЕМУ УСПЕХУ НА УРОКЕ ? Ч ТО СПОСОБСТВУЕТ ВАШЕМУ УСПЕХУ НА УРОКЕ ? 9 КЛАСС Знание материала Объяснение учителя Внимание на уроке Победа над собственной ленью Домашняя подготовка к уроку Хороший и интересный учитель Помощь одноклассников Телефон с подключенным интернетом
Ч ТО СПОСОБСТВУЕТ ВАШЕМУ УСПЕХУ НА УРОКЕ ? 10 КЛАСС Выученный материал Хорошая подготовка к уроку Любовь к предмету Хорошее объяснение учителя Дисциплина в классе
П ЕДАГОГИЧЕСКОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ Это поощрение деятельности учащихся, дающее возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, как создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением; как своевременная оценка деятельности учащегося. Основные стимулы - это: Оценка Запись благодарности в дневник Словесное поощрение Назначение консультантом Выставка лучших работ
Д ЕЛОВАЯ ИГРА : «М ОТИВАЦИОННАЯ И СТИМУЛИРУЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ УЧАЩИХСЯ » Первое задание. Что вы считаете признаками наличия высокой мотивации достижений в учёбе? (Выберите три ответа).
В ТОРОЕ ЗАДАНИЕ. Существуют различные способы и формы, стимулирующие учебную и творческую активность учащихся. Это стимулы первого порядка «Как поощрение деятельности учащихся»; стимулы второго порядка «Создание условий, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшими затратами»; стимулы третьего порядка «Своевременная оценка деятельности учащихся» Какие формы стимулирования вы знаете, и какие вы применяете в учебной работе? 5мин
С ТИМУЛЫ ПЕРВОГО ПОРЯДКА «К АК ПООЩРЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ » Оценка Яркая образная, эмоциональная речь учителя Словесная похвала (Молодец! Умница!) Организация коллективной деятельности Разноуровневые задания Усложнение заданий (креативный уровень) Сравнение успехов ученика с его прежними Анализ учебных результатов учителем Положительный пример
С ТИМУЛЫ ВТОРОГО ПОРЯДКА «С ОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ, ПРИ КОТОРЫХ ДЕТИ РАБОТАЮТ С НАИБОЛЬШЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ И НАИМЕНЬШИМИ ЗАТРАТАМИ » Занимательная ситуация Дозированное домашнее задание Познавательная игра Использование элементов соревнования Концентрация внимания на промежуточных успехах учащегося Креативная минутка Оценка достижения учащегося на родительском собрании Громкая демонстрация итогов деятельности ученика (например: чтение лучших сочинений) Проблемно-поисковая ситуация Опора на анализ жизненных ситуаций
С ТИМУЛЫ ТРЕТЬЕГО ПОРЯДКА «С ВОЕВРЕМЕННАЯ ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ » Контролируемое доверие Задание практического характера Юмористическая минутка Взаимоконтроль Учебная дискуссия Выставка лучших работ учащегося по итогам урока Рейтинг по результатам учебной деятельности в классе и на параллели Решение задач и проблем профессиональной направленности Рецензия товарища на результат учащегося
С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ УСПЕХ ? Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности учащихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – важные компоненты залога успеха на уроке Предвкушение необычности, способности учителя удивлять, приносить элемент романтичности играют важную роль Необычное начало урока
Ч ТО ВЕДЁТ К УСПЕХУ ? 1. Н ЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА : Урок – диалог, урок – соревнование Уроки – консультации Уроки с групповыми формами работы Уроки – творчества Уроки – аукционы Уроки – конкурсы Уроки - игры
2. Н ЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Интегрированные занятия, объединённые единой темой или проблемой Комбинированные (лекционно –семинарские и лекционно – практические) занятия, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного, учебно-продуктивного и творческого труда
Ч ТО ДОЛЖЕН ПОМНИТЬ УЧИТЕЛЬ : поддерживать ровный стиль отношений между всеми учениками ободрять учащихся при возникновении у них трудностей поддерживать положительную обратную связь заботиться о разнообразии методов преподавания приучать обучаемых к напряжённому познавательному труду, развивать их настойчивость, силу воли, целеустремлённость поощрять выполнение заданий повышенной трудности формировать чувство долга, ответственности учить предъявлять требования, прежде всего к самому себе
П ОМНИТЕ : чем выше степень самоуважения, тем лучше результаты в учёбе успехи в учёбе являются катализатором учебного процесса неудачи в обучении могут привести к желанию прекратить учёбу чувство радости и интерес облегчает учение страх и напряжённость затрудняет процесс обучения
И СКЛЮЧАЙТЕ ИЗ СВОЕГО ЛЕКСИКОНА ФРАЗЫ - УБИЙЦЫ : Так дело не пойдёт! Об этом нам не надо говорить вообще! На это у нас нет времени! Это не серьёзно! Можешь мне поверить! Как ты до этого додумался?
Р ЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА 1. Формировать у учащихся умения анализировать свою деятельность на уроке как основу самореализации и самосовершенствования. 2. Создавать условия успешности на уроке, дающие возможность ребёнку проявить себя с лучшей стороны, условия, при которых дети работают с наибольшей эффективностью и наименьшим напряжением; 3. Методическим объединениям: - отразить в планах МО работу по развитию мотивации учебной деятельности на основе данных об уровне мотивации школьников; - разработать и провести открытые уроки по предметам с целью распространения опыта по проблеме мотивации учащихся к учебно-познавательной деятельности. - проанализировать работу методических объединений по использованию учебных стимулов педагогами с целью реализации личностного потенциала учащихся через формирование положительной мотивации учения школьников.
Спасибо за внимание!!!