Основной вклад в развитие языка внесли такие ученые, как Бодуэн Де Куртене, Владимир Иванович Даль,Александр Гумбольдт и Зализняк А.А.
Куртене впервые выделил главную единицу фонологии - фонему. Этот термин существовал и раньше, но Бодуэн Де Куртене придал ему новый смысл: фонема в отличие от звуков существует вполне объективно, одинаковым образом для всех.
Другой единицей языка, впервые выделенной И.А. Бодуэном Де Куртене, была морфема (от греческого слова «форма»).
Изучив памятники письменности, Бодуэн Де Куртене обнаружил, что многие внешне различные фонологические изменения отражают одну и ту же тенденцию.
Большую часть своей жизни Даль собирал и изучал русский фольклор. Он первым из русских лингвистов начал исследовать особенности разговорной речи и диалектов.
Словарь Даля – явление исключительное и, пожалуй, неповторимое. Даль составил свой словарь один, без помощников. Пятьдесят три года жизни были отданы напряженному, поистине героическому труду.
Вильгельм фон Гумбольдт оказал большое влияние на развитие сравнительного языкознания, а также внес значительный вклад в философию языка.
Он первым заявил, что характер и структура языка выражают внутреннюю жизнь, культуру и знания его носителей, асами языки должны отличаться друг от друга так же, и в той же степени, как и те, кто ими пользуется.
Кроме этого Гумбольдт провел глубокое исследование баскского языка и пришел к выводу, что баскский язык является одним из самых емких и важных языков.
В начале 80-х годов Зализняк обратился к историческому языкознанию: изучению древнерусского языка, его акцентологии и грамматики.
В 1967 году появилась первая монография Зализняка - "Русское именное словоизменение", в которой были затронуты важные теоретические проблемы морфологии, а также даны строгие определения лингвистических понятий.
В своей книге "Слово о полку Игореве: взгляд лингвиста" Зализняк доказал, что первое издание "Слова о полку Игореве" в качестве первоисточника сохранило языковые черты, характерные для рукописей ХV-XVI веков, изготовленных с оригиналов более раннего периода. Тем самым, дискуссия о подлинности этого самого известного древнерусского текста была завершена.