Тема 8 ШКОЛА И ПЕДАГОГИКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА (XX В.)
План 1. Этапы развития школы и системы образования в советский период. 2. Представители творческой педагогики советского периода. 3. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко. 4. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.
Рекомендуемая литература 1. Гриценко, Л.И. Педагогические идеи А.С. Макаренко за рубежом / Л.И. Гриценко // Педагогика. – – 7. – С. 76– Горленко, В.П. Развитие педагогической мысли в России и Беларуси : практическое руководство / В.П. Горленко. – Гомель : УО "ГГУ им. Ф. Скорины", – 79 с. 3. Джуринский, А.Н. История педагогики : учеб. пособие для студ. педвузов / А.Н. Джуринский. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, – 432 с. 4. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире : учеб. пособие / А.Н. Джуринский. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, – 200 с. 5. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : учеб. пособие для пед. учеб. заведений / под ред. А.И. Пискунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : ТЦ Сфера, – 512 с. 6. Капранова, В.А. История педагогики : учеб. пособие / В.А. Капранова. – 3-е изд., испр. – М. : Новое знание, – 240 с. 7.Очерки по истории советской школы и педагогики. 1921–1931 / под ред. Ф.Ф. Королева, В.З. Смирнова. – М. : Учпедгиз РСФСР, – 308 с. 8. Сухомлинский В.А. О воспитании : золотой фонд педагогики / сост. Д.И. Латышина. – М. : Школьная Пресса, – 192 с. 9. Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения : в 2 т. Т. 1 / под ред. Н.П. Кузина и др. – М. : Педагогика, – 304 с. 10. Харламов, И.Ф. Теория нравственного воспитания (Ист. и современ. проблематика и основные пед. идеи) / И.Ф. Харламов. – Минск : Изд-во БГУ, – 364 с.
1. Этапы развития школы и системы образования в советский период. В советский период сформировалась система воспитания, которая выдвигала на первый план политико-идеологическую доктрину образования личности, жестко подчиненной интересам общества. Впервые в истории России и населявших ее народов образование становилось всеобщим, бесплатным и доступным каждому, вне зависимости от социальной, национальной или расовой принадлежности. Однако безоглядный отказ новых властителей от «старой» образовательной системы по идеологическим причинам затруднил возможности развития педагогической науки в обстановке свободной идейной полемики, что было характерно для отечественной педагогики предшествующего столетия. В истории отечественной школы и педагогики советского периода выделяют следующие этапы: начало 1930-х г е г гг гг.
Первый этап: начало 1930-х г г.: новое государство издает документы, в которых излагаются цели, задачи и программа школьного образования: «Обращение наркома по просвещению», «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о единой трудовой школе РСФСР». Началось разрушение существовавшей до 1917 года системы образования: 1.уничтожались прежние структуры школьного управления, 2.закрывались частные учебные заведения, 3.было запрещено преподавание древних языков и религии. Во главе школьного дела были поставлены видные деятели РКП(б): Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, М.Н. Покровский.
Новые документы о школе На протяжении 1918 г. вышел ряд правительственных документов, которые должны были стать законодательной основой школьной реформы: об отделении церкви от государства и школы от церкви; о праве нерусских народов открывать учебно- воспитательные учреждения с преподаванием на родном языке; о введении во всех типах школ совместного обучения и др.; Об отмене экзаменов, наказаний и поощрений, выборность учителей.
"Положением о единой трудовой школе" и "Декларацией о единой трудовой школе" (октябрь 1918 г.) вводилась единая система совместного и бесплатного общего образования с двумя ступенями: 1-я ступень - 5 лет обучения 2-я ступень - 4 года обучения. Провозглашались: право всех граждан на образование независимо от расовой, национальной принадлежности и социального положения, равенство в образовании женщины и мужчины, школа на родном языке, безусловность светского обучения, обучение на основе соединения с производительным трудом.
Система образования в Советской России и СССР ( ) Ступень образования Годы Учреждения политпросвета Школы ликвидации неграмотности Общеобразовательные школы и курсы для взрослых (ШКМ, ШРМ) Совпартшколы, политшколы, политкурсы Высшая школа Университеты и институты Рабфаки Средняя специальн ая школа Техникумы, профшколы Техникумы, профшколы, профкурсы Техникумы и средние специальные учебные Учреждения социального воспитания Приемники, изоляторы-распределители, детские дома, колонии, школы- коммуны Средняя школа Школа II ступени (13-17 лет) Средняя школа (10 классов) Неполная средняя школа (7 классов) или школа ФЗУ (3) Школа I ступени (8-13 лет)Начальная школа (4 класса) Дошкольные учреждения Детские сады, очаги, площадки (6-8 лет) Детские сады, очаги, площадки (3-7 лет)
Система образования в 1930-е гг. В 1930 г. было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение). В 1930-е гг. в СССР была проведена радикальная реорганизация системы школьного образования. Постановление «О структуре начальной и средней школы в СССР» (1934) определило унифицированную структуру школьного образования с преемственностью ее ступеней. В стране были установлены следующие типы школ: начальная школа (4 года); неполная средняя школа (7 лет); полная средняя школа (10 лет). Сильные стороны реформ 1930-х гг.: появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей), регулярное предметное обучение, единый режим занятий, введение стандартных программ и учебников. Недостатки новой системы, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов, содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении.
Советская школа и система образования в послевоенное время ( ) В послевоенные годы приоритетом школьной политики в СССР стало всеобщее начальное и семилетнее обучение. Процесс введения всеобщего среднего образования проходил в несколько этапов: 1 этап : меры по улучшению материально-технической базы школ (строительство новых зданий, выпуск новых учебных пособий, оснащение оборудованием учебных кабинетов и т.п.); 2 этап : пересмотр содержания образования в средней школе, перестройка учебно-воспитательного процесса (изменение учебных планов, предусматривающих систематическое изучение основ наук с 4-го класса, введение факультативных курсов с 7-го класса, а также дифференцированного обучения в старших классах некоторых школ); 3 этап : принятие Устава школы (1970), который определил типы учебных заведений, дающих полное среднее образование: общеобразовательные полные средние школы (9–10 кл.); средние специальные учебные заведения (техникумы); средние профессионально-технические училища – ПТУ, школы рабочей и сельской молодежи (9–11 кл.).
1. Шацкий Станислав Теофилович ( ) В 1920-е годы Шацкий стал крупнейшим теоретиком педагогической мысли, его главная заслуга состоит в том, что он впервые в России целостно рассмотрел влияние условий среды на социализацию ребенка. Создатель экспериментальных учебно-воспитательных учреждений «Сеттльмент» (1906), «Бодрая жизнь» (1911), где он вел поиск новых форм и методов воспитательной работы с детьми. После революции Шацкий развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. На базе педагогического коллектива Первой опытной станции ( ) он организовал научную школу. Шацкому принадлежит первенство в разработке таких вопросов, как: самоуправление школьников; лидерство в детском сообществе; функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании; сформулировал принцип самоценности детства: учебный процесс, по его мнению, должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребенка и в тесной взаимосвязи с окружающей средой.
Макаренко Антон Семенович ( ) Основные педагогические труды: «Книга для родителей» (1937) «Методика организации воспитательного процесса» (1938) «Лекции о воспитании детей» (1938) Основные педагогические идеи: Цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда.
Блонский Павел Петрович (1884–1941) Разработал: основы трудовой политехнической школы, обосновал ее концепцию; развил идеи обучения и воспитания на основе знаний закономерностей развития ребенка, уважения его личности, потребностей и интересов, разностороннего умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей. В работе «Трудовая школа» (1919) он сформулировал принципы, не потерявшие своей актуальности: связь трудового обучения с общим образованием, связь содержания общего и политехнического образования с современным состоянием науки и др.
3. Педагогическая деятельность и воспитательная система А.С. Макаренко. Основные педагогические труды: « Педагогическая поэма» «Методика организации воспитательного процесса» «Лекции о воспитании детей» «Флаги на башнях» «Книга для родителей»
Краткая биография А.С. Макаренко А.С.Макаренко родился 1 марта 1888 года в городке Белополье Харьковской губернии. В 1895 году поступил учиться в Белопольскую школу, а затем в 1901 году в Кременчугское четырехклассное училище. В 1905 году получил свидетельство, которое удостоверяло его звание учителя начальных училищ с правом преподавания в сельских двухклассных училищах Министерствах народного просвещения. В 1914 году блестяще сдав вступительные экзамены, был зачислен студентом Полтавского учительского института. В 1916 году призвали в царскую армию, в марте 1917 года сняли с военного учета из-за близорукости. В сентябре 1920 стал заведующим Полтавской колонией для правонарушителей. С 1920 года возглавил трудовую коммуну им. Ф. Э. Дзержинского. 1 апреля 1939 года А.С. Макаренко внезапно умер от разрыва сердечной мышцы.
Теория воспитательного коллектива А.С. Макаренко коллективная методика целесообразного организационного строения коллектива воспитанников, взаимоотношения личности и коллектива, самоуправление, дисциплинирование, формирование общественного мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывное выдвижение перспектив перед ним, укрепление и развитие традиций и др.
4. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского. Василий Александрович Сухомлинский ( ) родился 28 сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогический институт. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература. В Великую Отечественную войну был тяжело ранен осколки снаряда остались у него в груди навсегда. В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школы, написал 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнимым счастьем».
Основные даты жизни и педагогической деятельности В.А. Сухомлинского 1918 Василий Александрович Сухомлинский родился окончил Полтавский педагогический институт директор Павлышской школы защитил кандидатскую диссертацию избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР Василий Александрович Сухомлинский скончался. Основные работы: 1956 «Воспитание коллективизма у учеников» «Духовный мир школьника» «Сердце отдаю детям» «Павлышская средняя школа» «Рождение гражданина».
Основные педагогические идеи В.А. Сухомлинского Главные цели воспитания свободное развитие ребенка как активной личности, раскрытие индивидуальности; идеи гуманистической педагогики; идеи соединения физического и умственного труда школьников на основе опытнической, поисковой деятельности, прерогативы освоения учащимися средств познания над собственно знаниями; трактовка формирующейся личности как самоценности, понимание воспитания как феномена, в значительной степени независимого от требований общества.
РЕЗЮМЕ А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших школьников, ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе. Различие в их теориях было только в отношении к личности ребенка. Для Сухомлинского – это было личноориентированное отношение к каждому ребенку в коллективе, с системой только положительных оценок. Для Макаренко – отношение к ребенку как части коллектива, где личное совпадает с общим. Он считал, что каждый человек в коллективе может оценить другого и должен быть сам готов отвечать перед коллективом и получить свою оценку, как положительную, так и отрицательную. Сухомлинский был против отрицательных оценок.