Русский язык - один из развитых языков мира.
Цели: рассказать учащимся о богатстве русского языка; доказать, что русский язык - один из развитых языков мира: привить любовь и уважение к родному языку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
(Урок построен на устной беседе с учащимися о русском языке, его роли в жизни человека.)
- Ребята, как вы думаете, для чего в школе изучается такой предмет, как русский язык? (Для того чтобы мы, русские люди, могли грамотно разговаривать и писать в родной стране на родном языке.)
- Совершенно верно. Ни один человек не может считаться по- настоящему образованным, если он не знает своего языка. Вы, наверное, знаете такого великого русского писателя, как И. С. Тургенев. Он написал замечательное стихотворение в прозе, которое так и называется - «Русский язык». Давайте его прочтём.
Далее учитель читает это стихотворение.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! (И. С. Тургенев)
- Как вы думаете, почему автор говорит о том, что русский язык могучий, правдивый и свободный? (Для ответа на этот вопрос можно использовать материалы упражнения 1 из учебника.)
- Давайте подумаем, в чём же величие русского языка, из-за которого он должен быть дан столь же великому народу. (В том, что словарный запас нашего родного языка необычайно велик. Кроме того, в русском языке существует множество способов образования новых слов, следовательно, он может постоянно по мере необходимости, пополняться новыми словами. Так же мы имеем возможность заменять многие слова в своей речи синонимами, чтобы сделать её красивее, разнообразнее.)
- Вы помните, что такое синонимы? (Слова, близкие по значению, но различные по написанию и звучанию.)
- Прочитайте слова в рамочке на странице 3 вашего учебника. Как вы думаете, какими синонимами можно заменить прилагательное развитый?
- А почему слово «развитой» нельзя применить к существительному «язык»? (Потому что слово «развитой» имеет значение, которое не соотносится со словом язык.)
- Теперь прочтите высказывание о языке К. Паустовского на странице 3. Перепишите его к себе в тетради. Согласны ли вы с мнением К. Паустовского о языке?
В конце урока можно сделать выводы о том, какую роль играет язык в нашей жизни, почему он является одним из самых развитых языков в мире.
Русский язык – один из богатейших языков мира
Русский язык имеет огромный лексический запас. Богатство русского словаря позволяет не только точно назвать тот или иной предмет, его признаки, различные действия и т. д., но и выразить самые разнообразные оттенки значения, показать, как говорящий оценивает предмет речи.
Так, понятие о знатоке своего дела можно передать следующими словами: мастер, умелец, виртуоз, артист, искусник, специалист, спец.
О верном друге можно сказать и словами надёжный, преданный, постоянный, готов в огонь и в воду.
А сколько слов есть в русском языке для обозначения действия.засмеяться! Если человек рассмеётся негромко или исподтишка, то говорят хихикнул, если внезапно фыркнул, прыснул (разговорное), если громко захохотал, расхохотался, разразился (или залился) смехом, закатился смехом, загоготал (разговорное) и др.: «Скоро хохотали все: смеялся мальчик в лифте, хихикала горничная, улыбались официанты в ресторане, крякал толстый повар отеля, визжали поварята, хмыкал швейцар, заливались бои- рассыльные, усмехался сам хозяин отеля». (Л. Кассиль)
Очень выразительны русские пословицы и поговорки сокровища народной мудрости: Язык разум открывает. Добрая совесть не боится клеветы. Правда, суда не боится. Правда милости не ищет. Не всё то золото, что блестит. Уместное употребление пословиц и поговорок оживляет речь, делает её яркой и образной.
Изменять значения слов, придавать им самые тонкие оттенки значения могут приставки и суффиксы: бежать прибежать, перебежать, убежать, отбежать, выбежать и др.; мальчик мальчишка, мальчуган, мальчонка и др.
Оттенки одной и той же мысли можно выразить как простыми, так и сложными предложениями: С полей сошёл снег и обнажил парящую землю. С полей сошёл снег, обнажив парящую землю. С полей сошел снег, и обнажилась парящая земля. Когда с полей сошёл снег, обнажилась парящая земля. С полей сошёл, снег обнажилась парящая земля.
Богатство и выразительность русского языка, его большую роль в истории цивилизации отмечали писатели и деятели культуры различных стран и народов.
Классик французской литературы Проспер Мериме ( ), выучивший русский язык, отмечал: «Богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделённый, подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии
Всемирно известный деятель культуры XX в., художник и философ Н. К. Рерих говорил: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности и для вселенной? Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны.
Русские писатели, мастера слова, те, кто оценивает не только смысл слова, но и его звучание, его выразительные возможности, восхищались русским языком, отмечали разные его стороны, особенности, своеобразие. Так, Н. В. Гоголь с восторгом писал о том, что в русском языке «все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно...». Как бы продолжая слова Н. В. Гоголя, критик В. Г. Белинский отмечал: «Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен...»
Известный писатель К. Г. Паустовский, обращаясь к современникам, то есть к нам с вами, напоминает: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». И мы обязаны это всегда помнить.
Игра со словами.
1. Шесть слов.
Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
Ответ:
- Ямка Маяк
- Фара Арфа
-Удар Руда
-Палаш Шпала
-Стаи Аист
-Стук Куст
(Маршак)
Игра «Шесть слов».
Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
Ямка _____________
Фара ____________
Удар _____________
Палаш _____________
Стаи ______________
Стук ______________
Игра «Шесть слов».
Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
Ямка _____________
Фара ____________
Удар _____________
Палаш _____________
Стаи ______________
Стук ______________
Игра «Шесть слов».
Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
Ямка _____________
Фара ____________
Удар _____________
Палаш _____________
Стаи ______________
Стук ______________
Игра «Шесть слов».
Переставьте буквы в данных шести словах. Если вы правильно это сделаете, у вас образуются новые слова, и по первым буквам этих слов вы прочтёте фамилию известного детского поэта.
Ямка _____________
Фара ____________
Удар _____________
Палаш _____________
Стаи ______________
Стук ______________
Игра «Ударение»
Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
Атлас - ____________________________ ____________________________ _______________
Духи - ____________________________ ____________________________ ________________
Кружки - ____________________________ ____________________________ ______________
Засыпать - ____________________________ ____________________________ _____________
Стрелки - ____________________________ ____________________________ ______________
Село - ____________________________ ____________________________ _________________
Хлопок - ____________________________ ____________________________ _______________
Игра «Ударение»
Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
Атлас - ____________________________ ____________________________ _______________
Духи - ____________________________ ____________________________ ________________
Кружки - ____________________________ ____________________________ ______________
Засыпать - ____________________________ ____________________________ _____________
Стрелки - ____________________________ ____________________________ ______________
Село - ____________________________ ____________________________ _________________
Хлопок - ____________________________ ____________________________ _______________
Игра «Ударение»
Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
Атлас - ____________________________ ____________________________ _______________
Духи - ____________________________ ____________________________ ________________
Кружки - ____________________________ ____________________________ ______________
Засыпать - ____________________________ ____________________________ _____________
Стрелки - ____________________________ ____________________________ ______________
Село - ____________________________ ____________________________ _________________
Хлопок - ____________________________ ____________________________ _______________
Игра «Ударение»
Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
Атлас - ____________________________ ____________________________ _______________
Духи - ____________________________ ____________________________ ________________
Кружки - ____________________________ ____________________________ ______________
Засыпать - ____________________________ ____________________________ _____________
Стрелки - ____________________________ ____________________________ ______________
Село - ____________________________ ____________________________ _________________
Хлопок - ____________________________ ____________________________ _______________
Игра «Ударение»
Поставьте ударения так, чтобы получились разные слова. Составьте с ними словосочетания.
Атлас - ____________________________ ____________________________ _______________
Духи - ____________________________ ____________________________ ________________
Кружки - ____________________________ ____________________________ ______________
Засыпать - ____________________________ ____________________________ _____________
Стрелки - ____________________________ ____________________________ ______________
Село - ____________________________ ____________________________ _________________
Хлопок - ____________________________ ____________________________ _______________
2. Ступеньки.
Приготовьте карандаши и бумагу. Времени на игру 5 минут. За это время ребята должны написать как можно больше слов с заданной буквы. Условие: каждое последующее слово должно быть на одну букву больше предыдущего. Таким образом, у каждого игрока получится ступенька из слов.
Си
Суд
Стол
Салют
Собака
Студень
Стерлядь
Сочинение
Состязание
Чем ниже ступенька, тем больше очков. 1 – я ступенька – одно очко, 2 – ступенька – два, 3 – ступенька - три. Кто больше наберёт очков, тот и выиграл.
3. Составьте рассказ
Составьте маленький рассказ(3 - 5 предложений) так, чтобы каждое слово, даже служебное, начиналось с одной и той же буквы. Например, с буквы «С».
Серёжа сладко спал. Слышит – сильный стук. Соскочил, схватил сумку, сунул соль, спички, сухари, сало. Спустился со ступенек, свистнул собаку: «Серко, сюда! Сиди, слушай!»
Скоро съедутся Сева, Славик, Семён.
Слова, слова… Сколько их,самых разных, в нашем языке. Послушайте стихотворение В. Полторацкого «Слово о словах». Каково наше отношение к этому высказыванию?
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые.
То льстивые, фальшивые.
Есть слово – утешения
И слово – удушения.
Есть трезвые и пьяные,
Лукавые, туманные.
Есть чистые, алмазные,
А есть бесстыдно - грязные,.
Одни помогут выпрямить,
Другие душу вытравить.
Есть речь огнём горящая,
Есть тлением смердящая.
Слова высокой доблести,
И самой низкой подлости…
Поэт, тебе назначено
Засеять душу зёрнами,
Так сей же не иначе, как
Чистейшими, отборными.
Не злыми, не блудливыми,
А добрыми, правдивыми,
Чтоб хлеб добросердечности
Давала нива вечности.