Переход к проведению оценки регулирующего воздействия на ранней стадии: основные принципы и проблемы Добролюбова Елена Игоревна Генеральный директор Центр.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Порядок проведения ОРВ на ранней стадии: основные особенности и задачи для разработчиков нормативных правовых актов Добролюбова Елена Игоревна Генеральный.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г. МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 24 января 2013 г.
CEFC Основные уроки планирования деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: обзор региональной практики Добролюбова Елена.
М.А.Чулкова Первый заместитель начальника управления экономики администрации области О реализации Порядка проведения оценки регулирующего воздействия проектов.
О внедрении оценки регулирующего воздействия муниципальных нормативных правовых актов в администрации Кондинского района ноябрь, 2015 год.
Методические подходы к мониторингу, оценке эффективности и аудиту реализации стратегий и государственных (муниципальных) программ Добролюбова Елена Игоревна.
Москва, 2012 г. Повышение эффективности взаимодействия бизнеса и государства при выработке и реализации государственной политики в области промышленной.
CEFC Внедрение механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Кемеровской области Добролюбова Елена Игоревна Генеральный директор.
Оценка регулирующего воздействия проектов актов проводится в целях выявления положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для субъектов.
2015 год 2015 год Комитет экономики Волгоградской области ПОРЯДОК проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Волгоградской.
О проекте Положения о порядке проведения оценки влияния проектов решений ЕЭК на условия ведения предпринимательской деятельности на территории ТС и ЕЭП.
О внесении изменений в республиканскую целевую программу «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных.
CEFC Опыт анализа и снижения административных барьеров в субъектах Российской Федерации. Чем может быть полезна административная реформа? Добролюбова Елена.
Методология и практика оценки эффективности ведомственных целевых программ Пигунова Ольга Алексеевна Руководитель направления «Административная реформа»
Материалы к семинару для органов местного самоуправления муниципальных образований Еврейской автономной области Биробиджан
Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики «Об организационных мероприятиях по внедрению оценки регулирующего воздействия» 28 ноября 2012 г.
Методический материал по осуществлению работ по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Самарской области, действующих нормативных.
Конкурсные процедуры при реализации проектов ГЧП Конкурсные процедуры в проектах ГЧП Валерия Репкова, Директор практики инфраструктурных проектов Юридической.
Подготовка заключений об оценке регулирующего воздействия.
1 1 Министерство экономического развития Российской Федерации Оценка регулирующего воздействия: внедрение на региональном уровне.
Транксрипт:

Переход к проведению оценки регулирующего воздействия на ранней стадии: основные принципы и проблемы Добролюбова Елена Игоревна Генеральный директор Центр экономического и финансового консалтинга Международная конференция «Развитие государственного управления в России» 23 марта 2012 г.

2 Предпосылки перехода к ОРВ на ранней стадии CEFC Наличие определенного опыта проведения ОРВ в России Осознание ограничений проведения ОРВ на стадии согласования проекта НПА Изменчивость российского законодательства – фактор, снижающий инвестиционную привлекательность России, качество деловой среды –Низкий уровень ПИИ к ВВП –Стагнация в темпах развития малого и среднего бизнеса Растущие требования к повышению качества подготовки нормативных правовых актов Необходимость повышения эффективности бюджетных расходов Программа Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года: повышение качества ФЭО Внедрение инструмента государственных программ: планирование мер государственного регулирования

3 Цель проведения и основные принципы CEFC Цель ОРВ на ранней стадии: обеспечение выбора оптимального варианта решения проблемы в рассматриваемой сфере государственного регулирования (достижения цели регулирования) на основе сопоставления выгод и издержек хозяйствующих субъектов, граждан и государства в целом. Принципы проведения ОРВ на ранней стадии: - прозрачность: доступность информации об оценке регулирующего воздействия на всех стадиях принятия решений; - публичность: обеспечение участия заинтересованных сторон в процессе разработки принимаемых решений и мониторинга принятых НПА; - сбалансированность: обеспечение баланса интересов всех заинтересованных сторон в рамках проведения оценки; - рациональность: обеспечение рационального соотношения выгод и затрат при принятии решений, минимизация издержек, связанных с введением (действием) НПА при условии достижения целей данных актов; - экономичность: обеспечение разумного соотношения выгод от проводимой оценки регулирующего воздействия и затрат на ее проведение.

4 Основные отличия ОРВ на ранней стадии от сложившейся практики проведения ОРВ Действующая практика Предмет ОРВ: отдельные положения проектов НПА Проводит ОРВ: Минэкономразвития России Оценка (в т.ч. публичные консультации) проводятся, как правило тогда, когда принято принципиальное решение о разработке НПА, в т.ч. ограничены возможные альтернативы Ретроспективная ОРВ (мониторинг) проводится выборочно, по отдельным решениям Комиссии по административной реформе ОРВ на ранней стадии Предмет ОРВ: документы, обосновывающие необходимость разработки НПА и положения проектов НПА Проводит ОРВ: разработчик НПА Оценка (в т.ч. публичные консультации) проводятся, по возможности, до принятия решения о необходимости разработки НПА Уже на стадии разработки акта предусматриваются показатели и сроки проведения мониторинга (как правило, однократного) CEFC

5 Основные этапы проведения ОРВ на ранней стадии CEFC 1. Предварительная оценка регулирующего воздействия, проводимая на стадии обоснования необходимости разработки НПА: –Выявление проблемы и цели НПА; –Формирование и оценка альтернатив решения проблемы (в т.ч. status quo); –Обоснование наиболее оптимальной альтернативы. 2. Оценка регулирующего воздействия положений проекта НПА, проводимая на стадии разработки НПА –Уточнение результатов предыдущей оценки –Проведение ОРВ для НПА, которые по процедуре не требуют принятия решения вышестоящего органа о необходимости разработки (т.е. если Этап 1 отсутствовал) 3. Мониторинг регулирующего воздействия, проводимый на стадии реализации НПА –Оценка достижения цели: решена ли проблема? Не появились ли новые? –Оценка эффективности: соответствует ли уровень затрат и выгод прогнозному? НЕТ => предмет для изменения (отмены) НПА

6 Основные этапы проведения ОРВ на ранней стадии CEFC 2. Экспертиза ОРВ (на проект НПА) Бизнес-сообщество, общественные организации Минэкономразвития России (Департамент ОРВ)Орган-разработчик 1.Выявление и оценка проблемы (1-20 дней)* 2. Предварительная ОРВ, оценка альтернатив (65 – 90 дней) 3. Уточнение ОРВ на стадии проекта НПА (0 – 90 дней) 1. Экспертиза ОРВ (на обоснование) Уведомление о результатах рассмотрения обоснования НПА Проведение публичных консультаций Публикация результатов уточненной ОРВ 1а. Проведение независимой ОРВ - Уведомление о результатах рассмотрения проекта НПА Рассмотрение обоснования Обоснование отсутствия необходимости в ОРВ Отчет об ОРВ, обоснование необходимости разработки НПА + Проведение публичных консультаций * Указанные сроки включают сроки рассмотрения документов в Минэкономразвития России. Общий срок составляет от 66 до 200 дней. ** Указаны максимальные сроки рассмотрения (экспертизы) 10 дней** 30 дней

7 «Мифы» внедрения ОРВ на ранней стадии CEFC Разработчик НПА не заинтересован в ОРВ, так как в любом случае будет «подгонять» результаты оценки к заранее запланированному варианту –Это происходит только в случае, когда вариант уже есть. ОРВ нужно для выявления и обоснования вариантов. –Разработчик НПА заинтересован в том, чтобы новое регулирование «работало». До разработки проекта НПА невозможно оценить издержки и выгоды, а после разработки – поздно их оценивать –Как правило, на издержки и выгоды влияют ключевые параметры НПА, они и формируют альтернативы и основы для расчетов –Всегда есть альтернатива сохранения существующего положения дел (status quo)

8 «Мифы» внедрения ОРВ на ранней стадии (2) CEFC При внедрении ОРВ разработчик НПА вынужденно учитывает только точку зрения бизнеса, при этом общественные интересы могут пострадать –При внедрении ОРВ можно и нужно учитывать общественные интересы, необходимо (и правильно!) развивать аргументацию такой оценки –Учет общественных интересов часто содержится в проблеме, на решение которой направлено регулирование (в его цели) –В рамках ОРВ могут комбинироваться различные виды оценок ОРВ – это дополнительная нагрузка на разработчика НПА –ОРВ – это способ, технология разработки НПА, а не подготовка «дополнительных» документов к уже требуемому перечню. ОРВ – это «высшая математика»

9 Проблемы внедрения ОРВ на ранней стадии CEFC Отсутствие необходимых знаний, навыков, опыта у служащих, занятых подготовкой НПА –Решение: обучение? Требования к квалификации при приеме на госслужбу? Недостаточно развитая статистическая база, недостаток информации –Решение: использование имеющейся статистики, оценок участников рынка и потребителей; в перспективе – расширение ведомственного учета Проблема поручений: руководство «спускает» решения, не предполагающие альтернативы –Решение: многие поручения готовятся по предложениям ведомств – уже на этой стадии возможно ОРВ; –в рамках любого «предсказанного» решения есть развилки и альтернативы Проблема сроков: отсутствие времени на ОРВ –Решение: лучше предварительный и приблизительный расчет с учетом «усеченных» по времени консультаций, чем никакого.

Спасибо за внимание! Е.И. Добролюбова (499)